Доказывать в очередной раз превосходство благодати над законом не нужно. С этим никто не спорил, не спорит и спорить не будет. Но точно также, как считать, что прописной внешний закон надо предпочитать внешнему личному водительству в Духе есть заблуждение, другой серьёзной духовной ошибкой будет полный отказ видеть в Любви и благодати присутствие закона (не в разложенно-вербальном грубом бытовом юридизме, а типа концентрата принципов).
В Любви и благодати, как нам хорошо известно, присутствует Жизнь. Эта Жизнь, если вслушаться-всмотреться, и есть некий объём, состоящий из "много чего". В это "много чего" как раз и входит концентрированный закон.
Как это проявляется. К примеру, что нас заставляет проявлять нечеловекоугодие, гнев праведный, понимание, во что нужно вмешиваться, а во что нет, где и когда защитить слабого, или тут без конца усовещать и усовещать ближнего? Как раз тот самый Закон.
Или вот пишут: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит". Что это если не закон?
Он написан в сердцах.
В любых. ("ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую").
Конечно, у "язычника" часто это "слышание" сдобрено и мощно разбавлено разными моральными вещами, коллективным бессознательным и прочим (хотя, известно, в чём-то их "слышание" может быть куда чище и непосредственней матёрых фарисеев). У человека же очищающегося-просвещающегося-преображающегося "доколе не изобразится Христос" эта совесть-слышание становится куда громче и чище сонастроено с Камертоном камертонов, соответственно с умножением Благодати и Свободы растёт одновременно и та бескомпромиссность, о которой говорит Сергий.