Исихазм

Автор Тема: Ум Христов  (Прочитано 168401 раз)

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Ум Христов
« Ответ #15 : 05 Май 2008, 22:52:13 »
Gior, понимаю Вас. Сейчас у меня, к сожалению, туго со временем (а надо бы и Леониду ответить)... Скажу в двух словах, насколько имею об этом священном предмете представление  и  право говорить. :-)

Максим Исповедник говорит где-то об уме Христовом как о силе. Очистившийся человеческий ум, становится как дощечка, очищенная от всех вещественных образов и отпечатков. Tabula rasa - гладкая выскобленная доска, на которой Господь заносит Свои отпечатки. А человек считывает их, наполняясь божественной премудростью.

Может такое объяснение Вас устроит? Мог бы еще полнее сказать, но надо уходить в оффлайн.

Впрочем, подождите Alexander´a. :-)

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Ум Христов
« Ответ #16 : 05 Май 2008, 23:10:12 »
 .
Цитировать
Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, и не может разуметь. Но духовный судит обо всем. Ибо кто познал ум Господень? А мы имеем ум Христов" (1 Кор. 2:14-16).


 " В центре всего мы должны поставить слова ап. Павла об «обновлении ума» (Рим. 12, 2). Тема «обновления» имеет и более широкий смысл — в связи с его учением о том, что «кто во Христе, тот новая тварь» (II Кор. 5, 17). Но это «обновление» имеет свои ступени. «Внутренний человек,— читаем мы во II Кор. (4, 16),— со дня на день обновляется», т. е. восходит постепенно к высшей жизни. Но особенное значение принадлежит здесь именно «обновлению ума»; в послании к Колоссянам читаем: «Новый человек обновляется в познании» (3, 10). В послании к Ефесянам апостол призывает «обновиться духом ума и облечься в нового человека» (4, 23). Венцом этих указаний являются слова ап. Павла в I Кор. (2, 16) о том, что «мы имеем ум Христов».

   Больше можно прочитать здесь:
http://azbyka.ru/hristianstvo/sut/zenkovskiy_osnovy_hristianskoy_philosofii_03-all.shtml
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Ум Христов
« Ответ #17 : 05 Май 2008, 23:21:36 »
И чтобы обрести Ум Христов, ап. Павел умирал каждый день.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Ум Христов
« Ответ #18 : 06 Май 2008, 00:01:06 »
Igor, спасибо!
Мне не к спеху - так что если сможете ответить полнее позже - буду рад! :)

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Ум Христов
« Ответ #19 : 06 Май 2008, 00:25:46 »
" В центре всего мы должны поставить слова ап. Павла об «обновлении ума» (Рим. 12, 2). Тема «обновления» имеет и более широкий смысл — в связи с его учением о том, что «кто во Христе, тот новая тварь» (II Кор. 5, 17). Но это «обновление» имеет свои ступени. «Внутренний человек,— читаем мы во II Кор. (4, 16),— со дня на день обновляется», т. е. восходит постепенно к высшей жизни. Но особенное значение принадлежит здесь именно «обновлению ума»; в послании к Колоссянам читаем: «Новый человек обновляется в познании» (3, 10). В послании к Ефесянам апостол призывает «обновиться духом ума и облечься в нового человека» (4, 23). Венцом этих указаний являются слова ап. Павла в I Кор. (2, 16) о том, что «мы имеем ум Христов».

Мы все так упёрты в Апостола Павла, и в эти его "энциклики" о постепенном обновлении внутреннего человека, забывая начисто что сам то он палец о палец не ударил, чтобы встретиться с самим Господом Христом.
И уж если ярому гонителю христиан является Господь во всей своей Славе, то насколько многие из нас более достойны такой мгновенной встречи, любя Господа всем сердцем своим?

Что же нужно для этого?
Может отбросить эту идею постепенного восхождения? (Еще один, уже навязший в зубах пример, - разбойник одесную Спасителя на кресте).
Как рвануть кольцо этого парашюта, не занимая свое сознание различением "обновленного ума" и "Христова ума"?
« Последнее редактирование: 06 Май 2008, 00:45:20 от Леонид »
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

konart

  • Сообщений: 258
  • Константин, Москва
    • Просмотр профиля

Ум Христов
« Ответ #20 : 06 Май 2008, 08:59:16 »
Мы все так упёрты в Апостола Павла, и в эти его "энциклики" о постепенном обновлении внутреннего человека, забывая начисто что сам то он палец о палец не ударил, чтобы встретиться с самим Господом Христом.
И уж если ярому гонителю христиан является Господь во всей своей Славе, то насколько многие из нас более достойны такой мгновенной встречи, любя Господа всем сердцем своим?
Леонид, а разве Савл не был верующим человеком, с детства поучавшемся в Законе Его, стремившемся во всем угодить Богу. Да, он неправильно действовал, но действовал то он из стремления к Богу, из любви к Нему, считая христиан сектой, враждебной Богу. Это очень распростараненная ошибка, считать Савла просто "гонителем", забывая о его глубокой вере и преданности Богу еще в бытность "фарисеем из фарисеев".
 
Если Царствия Небесного нет в тебе, неважно, что ты выбрал вместо него и почему ты это выбрал.

К. С. Льюис

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Ум Христов
« Ответ #21 : 06 Май 2008, 10:28:06 »
Все посты в отношении ума Христова очень интересны, но в основном это ссылки и цитаты .
Может кто поделиться личным  опытом и переживанием?
Наверняка же  есть  пусть частичные и неполные, но тем не менее опытные переживания.
            Например это что -
            Это всеохватное видение, мудрость, проникновение в суть и понимание логосов вещей, бесстрастие и созерцательность, сверхобразное восприятие и умение изложить в точном слове знания, полученные в сверхобразном созерцании.
   изложение ориентира и цели, или описание переживания дополненное  информацией  из печатных источников?
    Лично я, и для себя, могу назвать ум Христов, состоянием  «как есть».
            «Как есть»  это когда  воспринимаешь окружающее  не то, чтобы уж целостно и в совокупности и нераздельности с Первоисточником, но так скажем не без этого.
   Это, не то чтобы когда ты в  «ты в Духе», а  когда «Дух в тебе» и это состояние не экстаз или что либо подобное, оно естественное.
   В этом состоянии (подчеркиваю что частично) воспринимаешь окружающее, уже не через выщербленную призму  своего  ума, а как то по другому, как не знаю.
   Но то что в обычно состоянии  можешь принять  как зло в состоянии «как есть» воспринимаешь как …..  необходимое следствие чего-либо, либо предпосылку к добру, как это не странно. Отсюда (повторяюсь опять это мои выводы) приходишь к пониманию того, что зла в его т.н. общечеловеческом понимании - НЕТ и от этого начинаешь воспримать все еще более целостно и совокупно.
   Все это сугубо личное и я ни на что не претендую. Так что не отправляйте меня сразу на костер - плис :-).
   Как это возникает я не знаю, это ничем не обусловлено, просто есть и все.
   Если кто то, может  еще что либо рассказать буду очень признателен.

P.S.  Стоит дополнить, что завершается это  тем, что состояние  "как есть" проходит и начинается полный кошмар :evil:  с участием вот  этих самых -  :evil:.
« Последнее редактирование: 06 Май 2008, 11:22:17 от 000 »

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Ум Христов
« Ответ #22 : 06 Май 2008, 12:14:03 »
   полный текст, приведен здесь - http://www.hesychasm.ru/library/thlg/ktsnv.htm .
   ИМХО полагал, что приведенная выше цитата является наиболее  адекватным  описанием способа стяжания Ума Христова (или процесса тут уж кому как угодно обозначить это явление  :-) ).
   И если опираться на приведенную, мной цитату, то разделение  на практики :
- опускание ума в сердце:
- стяжание Ума Христова;
  неправильно (имхо), так как одно вытекает из другого.
   Поэтому повторяюсь  :-), почему вы разделяете направления ???

Не разделяю, но различаю в их единстве. Опускание ума в сердце можно рассматривать как этап на пути стяжания ума Христова, но к стяжанию ума Христова опускание ума в сердце не приводит (автоматически). Это легко увидеть из многочисленных жизнеописаний молитвенников и из их трудов. Эти молитвенники - простецы, они могут быть прозорливыми и мудрыми, но - обратите внимание - в ограниченной области. Не очень яркий (но показательный) пример наших дней - молитвенники на Кавказе, которые, будучи опытны в Иисусовой молитве, гонят откровенную пургу про ИНН, паспорта и пр.

То. что говорят всякие кандидаты и доктора от науки про молитву, хорошо для первого ознакомления, не более. Также и всякие выводы патрологов хороши только в информативном плане. Сказать (в Духе) человек не может больше, чем (в Духе) имеет. Не зная про ум Христов, таковые начинают "естественным" образом сводить его к сердцу, как и не зная об утробе, начинают ее объединять с сердцем. 

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Ум Христов
« Ответ #23 : 06 Май 2008, 12:16:45 »
Александр, тема о Христовом Уме очень важна и заслуживает отдельной ветки, что и предлагаю, если сочтете это конструктивным.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Ум Христов
« Ответ #24 : 06 Май 2008, 12:22:27 »
Alexander,  спасибо  за ответ.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Ум Христов
« Ответ #25 : 06 Май 2008, 13:24:29 »
Alexander, еще раз спасибо  за ответ.
То. что говорят всякие кандидаты и доктора от науки про молитву, хорошо для первого ознакомления, не более. 
С этим доводом солидарен.
Однако как Вы сами говорили –
Однако, о практических приемах стяжания ума Христова упоминается мало.
я и  ссылаюсь на то,  чем ( или посредством чего) информирован.

Так может все таки форум действительно дерзнет восполнить недостаток информации.
« Последнее редактирование: 06 Май 2008, 13:40:50 от 000 »

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #26 : 06 Май 2008, 18:12:10 »
К вопросу Gior'а.

Стяжание благодати (и ума Христова) - это процесс со своими ступенями и степенями. К примеру, если мы говорим об Евангелистах как о мужах, стяжавших ум Христов, то и находим у Иоанна Богослова большую глубину и проникновение в Слово Божие.

Уменьшение силы слова можно обнаружить в Деяниях, написанных Лукой. Евангельская сила слова, характерная для первых глав, в последствии растворяется в историческом описании событий. Этому можно найти и символическое объяснение, но можно и увидеть, что очистившийся ум человека - как верно отметил Игорь - чистая доска. Если находит сила Божия, то и ум человека становится умом Христовым по благодати, если же отходит, то... без Него не можем творить ничесоже...

Другая проблема - соединение в себе Божественного и человеского, тварного. Ибо человек и при стяжании благодати соединен с земным миром, который постоянно вторгается в человека, и в который человек должен войти, принося свет. Имея чистый и возвышенный ум, как общаться с умами неочищенными, которые могут принять, только убив и разъяв? Есть ступени восхождения, и есть ступени нисхождения и низведения силы Слова в творческом акте - таком, какой способны принять конктретные люди, в конкретном месте и времени, и таком, который вводит в вечность.   

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #27 : 06 Май 2008, 18:34:26 »
К вопросу Gior'а.
[..]

Уменьшение силы слова можно обнаружить в Деяниях, написанных Лукой. Евангельская сила слова, характерная для первых глав, в последствии растворяется в историческом описании событий. Этому можно найти и символическое объяснение, но можно и увидеть, что очистившийся ум человека - как верно отметил Игорь - чистая доска. Если находит сила Божия, то и ум человека становится умом Христовым по благодати, если же отходит, то... без Него не можем творить ничесоже...

Alexander, из этого примера следует, что ум Христов есть некое подобие или вернее сказать - прообраз Божественного вдохновения. И его "обретение" есть нечто непостоянное. Но можно ли сказать, что и обожение всего человека, обретение тела воскресения - то же непостоянно? ИМХО - нет. То есть, временность принятия Божественного вдохновения на начальных стадиях, претворяется (должа претворятся) в постоянное присутствие - на стадиях более высоких.
Я верно понял Вашу мысль?
Цитировать
Другая проблема - соединение в себе Божественного и человеского, тварного.[...]Имея чистый и возвышенный ум, как общаться с умами неочищенными, которые могут принять, только убив и разъяв?
 
Надо бы у какого-нибудь бодхисатвы спросить :-D

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #28 : 06 Май 2008, 19:05:40 »
Вдохновение, все же, это другое (хотя и вдохновение присутствует). Я не берусь дать определение. Можно говорить о силе Божией и Его знании, а значит, о премудрости... действенной премудрости. т.е. премудрости, обладающей силой созидания.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #29 : 06 Май 2008, 19:35:31 »
Вдохновение, все же, это другое (хотя и вдохновение присутствует). ...
Термин действительно не самый удачный, хотя первоначальное значение этого слова возможно достаточно близко...