В рамках этой ветки хотел бы обсудить взаимосвязь следующих внутренних движений человека:
Умозрение Господа, Ум Христов, Богопознание и молитва
Приведу цитату, просто и прямо восхищающую ум к высоте умозрения Господа
Из Уцелевших глав Каллиста Катафигиота "О Божественном единении и созерцательной жизни"
"...человек, имея ум и, естественно, размышление о жизни, ощущает наибольшее наслаждение и действительный покой тогда, когда он помышляет относительно себя о лучшем состоянии ... Это состояние бывает действительно у того, кто, имея Бога в уме, помышляет о свойствах Его, как Существа действительно Верховного, мыслимого превыше ума, любящего человека бесконечно и свыше разума и уготовляющего высокие дары и непостижимые блага и красоты своим созданиям, и притом главным образом в вечности ..."
Отвлеченное умозрение применяется не только в философии, но во всех специальных науках. Некоторые из них , например математика, механика, теоретическая физика, сполна основываются на этом виде умозрения. Чем большая чистота умозрения требуется для для разработки какой-либо науки, тем более разнообразного таланта
требует она от своих жрецов и тем труднее дается ее широким кругам общества.
Такова, например, высшая математика. Достоверность и точность знаний, сообщаемых ею достигает краинего доступного человеку предела. Кто обладает талантом отвлечен-ного созерцания математических объектов, тот свободно шествует в этом
царстве идей и совершает великие открытия в нем, как бы играя и наслаждаясь своею игрою. А не способные к такому умственному видению потеют, пытаясь усвоить уже прочно разработанные отделы этой науки и нередко принуждены бывают после бесплодных усилий покинуть занятия ею, не войдя даже в предверие ее. Объясняется
это тем, что человек прежде всего практический деятель, даже и на современной ступени культуры занятый преимущественно борьбою за физическое существование;и поэтому эволюция всех наших предков и собственные наши интересы выработали в нас способность сосредотачивать внимание преимущественно на чувственно данной среде, на реальном пространственно-временном бытии и опознавать его. Однако выше было уже указано, что всякая чувственная интуиция должна сопутствоваться нечувственной, например, во всякое суждение входит опознавание какого-либо отношения между вещами, всякое почти наблюдение требует различения множественности, доступной счислению, и т. п.
Воспитав в себе способность умозрения на столько, чтобы усмотреть бытие, принципиально отличное, от реальных вещей и процессов, мы начинаем видеть в новом свете и само реальное бытие".
Лосский - умозрение как метод философии
Само направление видения в процессе умозрения, задаваемой той или иной гранью мира, реальности позволяет настроить умозрение, ориентировать его определенным образом.
Думаю, что умозрение очень важный элемент духовной жизни, крайним пределом совершенствования умозрения является стяжание Ума Христова, что является основой познания Господа и способствует достижению полноты молитвы и составляет важнейшую грань умного делания.
Таким образом правильно ориентированное умозрение, т.е. умозрение с целью Богопознания, подкрепленной молитвенной жизнью, а на высших его ступенях единое с молитвой позволяет в крайнем пределе совершенства стяжать Ум Христов. Во всяком случае если не в полноте, то в некоторой степени
Итак, восхищение ума ко Господу, умозрение направленное на соединение с Ним, пути, опыт???