слишком много расхожих мнений насчет интерпретации "сознания"
Сознание - это сравнительно новый термин. И его сложно вставить в святоотеческий понятийный аппарат.
Там человек наблюдается и оценивается со стороны, как "индивид вида". А на понятие "личность" наложено табу, так как это неприемлемое с ортодоксальной точки зрения
персоналистическое понимание ипостаси (по крайне мере так мне сказали на одном форуме).
На мой взгляд, сознание - это возможность в здравом уме сказать "я". Осознавание себя.
В момент пробуждения ото сна, если очень плавно и медленно просыпаться, любой человек может пережить вот что.
Сначала есть чистое осознавание, без всякого наблюдателя, без всякой точки отсчета. Есть чистое восприятие, но нет того, кто воспринимает. Все воспринимается как есть, без оценок, без суждений, без всякой интерпретации - это делать просто некому.
У меня подобное состояние один раз было очень растянутым, длительным - опыт отхождения от общего наркоза после операции. Не очень приятное ощущение - бррр... Невозможно было помыслить мысль, сказать про себя "я", только пассивные картинки вокруг - коридор, потолок (пока везли на каталке).
Это напоминает состояние со связанными ногами и руками. Полная беспомощность ума. Несвобода. Хотя ничего мучающего и нет, все равно неприятно.
.......
Возможность сказать "я" - она очень важная. В Писании люди редко говорят про себя "я". Это как-то не принято в Ветхом Завете. "Я" - говорит только Бог, и очень часто:
- из Египта воззвал Я Сына Моего (из пророка Осии)
- вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное (это по поводу Соломона)Но есть исключение насчет "я" для людей, когда "я" почти норма. Это моменты когда Бог призывает.
- И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я (из Бытия).
- Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]! (из Исхода)
Что интересно - эта закономерность говорить "я" в ситуациях встречи с Богом, распространяется и на язычников:
- И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа. 4 Авимелех же не прикасался к ней и сказал: Владыка! неужели ты погубишь [не знавший сего] и невинный народ? 5 Не сам ли он сказал мне: она сестра моя? И она сама сказала: он брат мой. Я сделал это в простоте сердца моего и в чистоте рук моих. "Я" - это особая реальность нашего ума, нужная и необходимая, когда прямо предстоим перед Господом. Лицо (личность) - это то что один имеет через другого. Но не через любого другого, а через Бога.
Это я попыталась ответить на вопрос :
в этот момент сознание работает как чистый и совершенно безпристрастный интерфейс. Остаётся вопрос - чей это интерфейс?
Вне ситуации осознания интерфейс
ничей. И даже все наше обиходное "я", - оно несущесвенно (раз не отражена в Писании эта реальность самоназывания). А когда отвечаем Богу - тогда интерфейс становится в каком-то смысле нашим.
Получился ответ еще на один ваш вопрос, Леонид :
стаётся существенный вопрос: есть ли у "наблюдателя" возможность быть переплавленным во что-то иное? И ещё: в состоянии ли "наблюдатель" обрести в обозримом будущем Полноту Бытия, а если нет, то Кто её обретает?