Простите, что нарушаю установившееся в этой теме приятное молчание, но мне показалось, что хотя я и не могу сказать, что такое Ум Христов, но могу описать, как я им пользуюсь.
Уже лет семь я наряду со спекулятивным (типа Тир) или интуитивным (типа Сидон) способами познания пользуюсь методом, который для себя называю типа Хеврон (=связь, соединение), потому что в его основание положено обращение (богослужение) к Богу в полноте лица (от всего сердца).
Когда мне необходимо нечто узнать, а всякие соображения отсутствуют, то я откладываю испытуемую вещь в сторону, и возношу ум к Богу в Иисусовой молитве так, чтобы точка внимания стояла в точке целостности духа. В этой точке целый человек предстоит целому Богу. Широта разумного зрения и свет в ней, как мне кажется, максимальны.
Обычно, если я достоин вместить ответ, то он появляется в моем уме в готовом виде, без всякого моего труда. У отцов такой способ назывался, мне кажется, «жить по мысленному внушению» и они рекомендовали соблюдать определенную осторожность при пользовании им.
В Писании, как мне кажется, это соответствует явлению Троицы Аврааму у Мамврийского дуба, когда Бог говорит: «Не утаю от раба моего Авраама, что сотворю» И творит разум и свет.