Исихазм

Автор Тема: Воображение, чувство и образное мышление  (Прочитано 96849 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Serge,
***Или может Вы имели в виду нечто иное? ***

Да, иное, выходящее за рамки темы.

Книга "Невидимая брань" хороша, это всеми признано. А заимствований (явных и скрытых) в православии хватает. И как иначе? Впрочем, это офф-топик.

 Игорь в заглавном сообщении говорит о том, что проблема воображения решается св.отцами неоднозначно. Вот и в "Невидимой брани" приводится один из вариантов решения. И этот вариант мне сложно назвать удовлетворительным.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Ну да, и чем больше мы "развиваем воображение", тем более наглядными будут формы :lol: А они нам нужны?
konart, уверяю Вас - невидимый враг гораздо опасней!
Впрочем мы снова пришли к тому же тупику, что и в обсуждении страстей - лечить надо душу, а не отрезать все что "не так как у отцов".

konart

  • Сообщений: 258
  • Константин, Москва
    • Просмотр профиля

Впрочем мы снова пришли к тому же тупику, что и в обсуждении страстей - лечить надо душу, а не отрезать все что "не так как у отцов".
Вижу. Поэтому дальше - я пас.
Если Царствия Небесного нет в тебе, неважно, что ты выбрал вместо него и почему ты это выбрал.

К. С. Льюис

Serge

  • Сообщений: 266
    • Просмотр профиля

Давайте все же обратимся к Святоотеческому преданию

Преп. Иоанн Дамаскин
Первое защитительное слово против порицающих святые иконы

Цитировать
XI. …если божественное Слово, предусматривая нашу способность к восприятию, отовсюду доставляя нам то, что способно поднять вверх, облекает некоторыми образами как предметы простые, так и не имеющие образов (т.е. ангелов, которых мы не видим), то почему не изображать того, что по своей собственной природе владеет образом и чего хотя мы и желаем страстно, но что, вследствие своего отсутствия, видимо быть не может? Ибо чрез посредство чувства в передней полости мозга образуется некоторое представление и, таким образом, отправляемое к способности суждения, сохраняется в сокровищнице памяти.
Как видите, образы, посредством чувства "воображаются" в уме и сохраняются в памяти. Таким образом, процесс воображения (или образного мышления) неотделим от человеческой природы.

Далее
Цитировать
…если, соразмерно с нашею способностью понимания, мы возводимся к божественному и невещественному созерцанию при посредстве чувственных изображений, и божественный промысл человеколюбиво облекает образами и формами то, что лишено форм и образов, для того, чтобы мы велись [ими], как бы рукою, то почему неприлично изображать, соразмерно с нашею собственною способностью понимания, Того, Кто ради нас человеколюбиво подчинился внешнему виду и образу?
XVI. … Не порицай вещества, ибо оно не-достойно презрения. Из того, что произошло от Бога, нет ничего достойного презрения. Это [т.е. презрение вещества] – мнение Манихеев. Но то одно только достойно презрения, что не от Бога имело причину, а что есть наше изобретение вследствие своевольного отклонения и направления воли от того, что сообразно с природою, к тому, что противоположно ей, — т.е. грех.
Без комментариев

Св. Василий Великий и толкование Св. Иоанна Дамаскина:
Цитировать
... Ты, конечно, быть может, и высок, и невеществен, и — выше тела, и как бесплотный, оказываешь презрение ко всему видимому; но я, так как есмь человек и облечен телом, сильно желаю и телесно быть в обществе с тем, что свято и видеть это.
… При одном только воспоминании о тех отменных деяниях, какие совершены праведными, народы радуются духовною радостию и, слушая, побуждаются к соревнованию и подражанию тем добродетелям. Ибо история тех мужей, которые жили хорошо, доставляет спасающимся как бы некоторый свет на жизненном пути.
Толкование. Смотри, как воспоминание о святых показывает славу Божию, воспевает хвалебную песнь святым и производит радость и спасение народов. И так, почему ты устраняешь его? А что воспоминание происходит через посредство слова и изображений, говорит тот же самый божественный Василий.

XI. Св. Григория, епископа Нисского, из слова, сказанного в Константинополе о Божестве Сына и Св. Духа и об Аврааме.
Цитировать
…После этого отец сперва обеими руками схватывает [связанного] узами сына. Я часто видел на картине изображение этого горестного дела и не проходил мимо этого зрелища без слез, так как искусство ясно выводит пред очи эту историю. Исаак лежит у самого жертвенника, с согнутым коленом и с обращенными [т.е. связанными] назади руками. А тот [т.е., отец] сзади наступивши сыну на сгибе у колена, привлекши к себе левою рукою его волосы, нагибается к жалобно смотрящему на него лицу и, вооруженный ножом в правой руке, устремляется к закланию. И острие ножа уже касается тела, и тогда ему слышится голос от Бога, отклоняющий это деяние.

Прошу прощения, что привел так много цитат, но как раз они дают мне возможность говорить о том, что воображение, как и способность образного мышления - суть данные нам Богом дары, которыми мы должны адекватно пользоваться. Жаль, что когда речь зашла о воображении, почему-то стали возникать ассоциации с прелестью, изощренными лукавствами врага, скверными журналами омерзительного содержания, и т.п.
Никто здесь, наверное, не станет отрицать необходимость трезвения и безмолвия в молитвенном делании, но безмолвие православного христианина - это никак не уход в некую нирвану, это - встреча с Богом личным (по выражению Софрония Сахарова), Который открывает душе не только бездну падения, но и бездну любви Божией к человечеству и к каждому человеку, который в свою очередь учится любить все Божие творение, а не эксплуатировать его ради низменных целей. Как прекрасна Богозданная природа, как многое могут нам поведать Святые иконы, как прекрасны и возвышенны бывают человеческие отношения, как неподражаем подвиг мучеников ради Христа, как велика любовь матери к своим детям, - и все это никуда не уйдет, а освященное Духом Божиим, навсегда останется у Бога, как и история человеческого восстания из падшего состояния с победой Иисуса Христа, Который, войдя в человеческую историю, уже включил ее в Божественное бытие.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Когда то читал одного Афонского подвижника(не знаю прославлен или нет)...Он рекомендовал перед молитвой, для "разогрева" представлять в небе Христа Распятого  :?...Я тогда не понял...Отложил этот вопрос до выяснения обстоятельств 8-) :-)...Сейчас несколько изменил взгляд на эту рекомендацию...Хотя конечно этот метод наверное нельзя рекомендовать всем...А по мне так из осторожности никому...Но раз рекомендует значит ему то это помогло :-)
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Не знаю что да как :-)...Но мне молиться легче, глядя на небо или в лесу...Появляется что то неформальное...А пару раз было чють не до слёз :-)...Иоанн Кронштадский любил молиться прохаживаясь по аллее...Ещё помоему говорил после--хорошо у вас тут, только душа и Бог...Вот что мне кажется :-D
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Для затравки (и, возможно, для провокации :)) хочу задать такой вопрос: имеет ли Господь воображение?
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Serge, спасибо за подборку.
Жаль, что когда речь зашла о воображении, почему-то стали возникать ассоциации с прелестью, изощренными лукавствами врага, скверными журналами омерзительного содержания, и т.п.
Думаю возникновение подобных ассоциаций вполне нормально. Споткнутся на "воображении" действительно можно (как впрочем и на любой другой человеческой способности), а поскольку всем нам свойственно опираться на личный опыт - кому-то эта сила кажется опасней других.

Serge

  • Сообщений: 266
    • Просмотр профиля

Вполне согласен с уважаемыми mirnestranik и Gior

Безусловно, метод трезвения и безмолвной молитвы — едва ли не единственно правильный способ не ошибиться в духовном восхождении. Но воображение человека, только просыпающегося из наркотического опьянения греховной жизни, преисполнено образами, ассоциативно влекущими назад — туда, откуда человек стремится выйти — и получить мгновенное освобождение от них просто нереально (только разве по особому дару Божию).
Но мы свое не очищенное воображение можем заменить молитвой пред Святым образом — иконой, чтением Святых отцов, молитвословием – ведь молитвы и молитвословия наши – кладезь Божественной премудрости и нет лучшего способа предуготовать себя к чистой молитве, т. е. той, которая совершается из глубины души, очищенной от низменных страстей, из сердца, освященного пришествием Св. Духа. Ведь «Дух дышит, где хочет» и до этого пришествия мы имеем этот единственный способ молитвы – обратить свой взор на образы, оставленные нам святыми, на размышления о евангельских событиях. Даже воспоминания о грешной жизни в покаянном духе могут принести нам пользу (конечно, с рассуждением). А прелесть, по Св. Отцам, происходит не от образов и не от творения, которое «хорошо весьма», а от гордости (не иконы, например, были причиной ереси иконоборчества, но гордая напыщенность еретиков и нежелание их вникнуть в суть дела, как и не воображение есть причиной прелести, а гордость человеческого духа).

Serge

  • Сообщений: 266
    • Просмотр профиля

Цитировать
Keleynick Сегодня в 09:39:56
Для затравки (и, возможно, для провокации ) хочу задать такой вопрос: имеет ли Господь воображение?

Уважаемый Keleynick, не воспринимаю это как провокацию - вопрос вполне уместен и в духе нашей темы. И на него есть ответ у Св. Отцов. Но я хотел бы прежде процитировать Вас:

Цитировать
Re: О видах молитвы
« Ответ #47 : 08 Мая 2008, 15:00:19 »

Существуют разные, как бы, уровни воображения. И это совсем не обязательно низшая сила: когда хочешь что-то создать, необходимо прежде это вообразить, представить, посему и сам Господь, безусловно, имеет воображение. В противном случае получается, что Он не знал, что творил. Воображение суть необходимый спутник возможности творить, а также и свободной воли; неотъемлемый атрибут всякой твари, созданной по образу и подобию Творца. Другое дело, когда не умеешь управлять своим воображением, отдаешь его в подчинение страстям и плотскому уму, или применяешь его, чтобы воображать Творца по своему образу и подобию, или иным образом применяешь его не по назначению...

А теперь - обещанный ответ Св. Отцов, а именно все того же Св. Иоанна Дамаскина из "Третьего защитительного слово против порицающих святые иконы":

Цитировать
XIX. Второй род изображения: находящееся в Боге представление о том, что от Него имеет быть, то есть предвечный Его совет, всегда остающийся неизменным. Ибо Божество — неизменно и безначален Его совет, вследствие чего то, что Им постановлено, происходит в предопределенное Им время так, как Оно предвечно определило. Ибо изображения и образцы того, что имеет от Него быть, суть представление о каждом из этих предметов; и они у святого Дионисия называются предопределениями. Ибо на совете Его то, что Им предопределено, и то, что имело в будущем ненарушимо случиться, было прежде своего бытия наделяемо признаками и образами.
« Последнее редактирование: 12 Май 2008, 12:29:40 от Alexander »

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Для затравки (и, возможно, для провокации :)) хочу задать такой вопрос: имеет ли Господь воображение?
:-) Keleynick :-)...Вы меня удивили :-)...И справоцировали :-)...Можно вопросом ответить...Может ли Абсолютное Совершенство не иметь хоть чего то, ну кроме зла конечно? :-)
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Я это к тому, что стоит ли умерщвлять дар Божий? Или лучше, все-таки, умертвить способность падшего ума искажать и извращать этот дар, чтобы он мог быть использован без искажений и по назначению?
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Я это к тому, что стоит ли умерщвлять дар Божий? Или лучше, все-таки, умертвить способность падшего ума искажать и извращать этот дар, чтобы он мог быть использован без искажений и по назначению?
А...Теперь дошло :-)...Вопрос мне кажется даже не в этом у с.о. говорится что нужно душе вернуть её естественные функции...Вопрос какие чувства допустимы и когда, и какое воображение и когда...Об этом пишут разрозненно и скупо мне кажется, ну может я просто неграмотный :-)
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Serge

  • Сообщений: 266
    • Просмотр профиля

Цитировать
...Вопрос мне кажется даже не в этом у с.о. говорится что нужно душе вернуть её естественные функции...Вопрос какие чувства допустимы и когда, и какое воображение и когда...Об этом пишут разрозненно и скупо мне кажется, ну может я просто неграмотный


По прежнему остался в воздухе вопрос о правильной трактовке самих понятий. Если я не ошибаюсь, то воображение - это способность или свойство ума воспринимать образы посредством чувств и управлять ими. Если исходить из такой трактовки, то не совсем корректно говорить о том, какое воображение допустимо - мы можем говорить о том, какие образы какие чувства в нас вызывают. По учению Св. Отцов ведь все, сотворенное Богом - добро, и (следовательно) все образы допустимы. Не допустимо лишь, чтобы наше сердце при созерцании этих образов испытывало греховные страсти, - и об этом, собственно, говорили все без исключения Св. Отцы, читанные мной.
А "какие чувства допустимы" - только те, которые порождают в душе мир, исполняют его благодатным чувством любви к ближнему, приводят к осознанию греха и раскаянию, открывают душе, что есть Христово смирение, - об этом тоже изобилуют творения Св. Отцов.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Предлагаю к способности воспринимать образы добавить также и способность создавать свои образы.

Что касается чувств, думаю, зависит от состояния. Некоторые чувства допустимы в одном состоянии, в другом нет, некоторые наоборот, некоторые допустимы и полезны всегда. Не надо ждать внешней инструкции, но надо развивать и очищать чувство интуиции :)
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.