Serge, Вы начали говорить о некоем "здоровом человеке", которому естественным образом присуща воображательность, но когда этот "здоровый человек" предстоит пред Богом, то ему уже грешному не присуща вся "умственная болтовня" (воображательность). И тут Вы смущаетесь – как так?
...Serge, разделите для себя... где Максим говорит о первозданном (не падшем) человеке, а где о человеке в состоянии падения, а где об обоженом человеке...
Как тут в печалях ветхозаветного человека, возводящего очи горé умещается дефиниция "здорового человека"?
...Но и новозаветный носит в себе закон греха (Рим. гл. 7). И где она эта дефиниция здорового человека?
Да,
Igor , Вы безусловно правы - во всем нужна ясность. Пока не могу сказать, что она уменя есть в отношении всего, что обсуждается в нашей теме - это и понятно - такие вещи постигаются не сразу несовершенным человеком, да и то если на то есть воля и помощь Божия.
Насчет моего "смущения" - Вы верно уловили, что эту фразу я дописал как бы вне потока своей мысли. Подумалось - не воспримутся ли мои речи как панегирик воображательной медитации сродни разгоряченным молитвоизлияниям людей с больным воображением и неустойчивой психикой (прелесть и проч.) - чему я горячий противник. В молитве же как мы услышим голос Божий, если по мере сил не постараемся "войти в клеть и молиться Отцу, который втайне"?
Когда я говорил о "здоровом человеке" - имел в виду цель или - если хотите - безгрешное Человечество Богочеловека Иисуса Христа. Чтобы двигаться к цели - нужно ее видеть и понимать, в каком направлении совершать движение. Такое понимание является для меня ключевым.
Согласен, что необходимо разграничить для себя изречения Св. Максима соответственно трем различным состояниям человека (о которых Вы упоминали). Но как раз в приведенных двух цитатах (практически без моих комментариев) из "Амбигв" я четко определил такое разграничение и привел именно эти цитаты не случайно:
Посему-то и учили они: уму помышлять ... и проч.
- Святые отцы учили уму помышлять. Кого учили? Не систасического Адама и не апокатастасических жителей будущего века - а нас несовершенных. Здесь речь - очевидно о
катастасисе.
Вторая цитата начинается словами:
(святые) настолько Им окачествовались, что познаются по [Нему] единому...
Здесь - речь о совершенстве. И именно мысля о таком состоянии, я говорил о "здоровом человеке". Процитирую Вас:
Но и новозаветный носит в себе закон греха (Рим. гл. 7). И где она эта дефиниция здорового человека?
А вот - в 8-й главе того же послания:
...закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Простите, уважаемый
Igor , но ведь читая Ап. Павла тоже нужно разделять, где он говорит о состоянии "до", а где - "после"... От себя дерзну добавить - еще и различать, к кому он говорит. В упомянутом Послании речь все же шла об абсурдности оправдания законом. Спасение - есть дар Спасителя. Ап. Павел говорил к римлянам "по-римски" на их сухом юридическом языке.
Спаситель Иисус Христос совершил домостроительство нашего спасения - и от нас зависит, воспользуемся ли мы уготованным нам даром или пренебрежем им. "Будите во Мне и Аз в Вас"; "Пиющий Мою кровь и ядущий Мою плоть во Мне пребывает - и Аз в нем". Если это так - а это так - то нет препятствий для благодатного преображения уже здесь на земле, нет смерти и нет болезни и воздыхания. Живущие Христом и во Христе уже здесь являют миру победу добра над злом - вспомните святых мучеников о Христе. Вот это и есть в моем понимании "дефиниция здорового человека".
Еще раз от души благодарю Вас,
Igor , Ваши комментарии и подсказки для меня очень важны и дают мне много пользы, наводят на мысли, которые помогают (как я полагаю) несколько распутать клубок под час весьма запутанных суждений о сложных, но и весьма важных вещах.