Serge, насколько понимаю, Ваш вопрос заостряется не столько на исследовании внутренних движений систатического человека..., сколько на проблеме воображения катастатического человека.
...если у первозданного Адама отсутствовала воображательность, то тема эта наша.
Igor, Вы, кажется, уже априори утверждаете, что
"у первозданного Адама отсутствовала воображательность". Так ли это, и если да, то что Вы вкладываете в понятие "воображательность"?
Изучая "Амбигвы" Св. Максима, я не пришел к выводу, что Адам был лишен силы воображения. Привожу цитату из "Амбигв к Иоанну" с моими комментариями - как я воспринял.
Кстати , не она ли легла в основу трактовок Св. Феофана в книге Св. Никодима Агторита?"Но если когда-либо и подвигались святые к созерцанию сущих, то подвиглись не для того, чтобы созерцать их сами по себе, или чтобы познавать их вещественно, как мы; а чтобы многообразно воспеть чрез все и во всем являющегося Бога, и обрести большую силу изумления и повод ко славословию. Ибо прияв от Бога душу, обладающую умом, словом и чувством – не только умопостигаемую, но вместе и чувственную, как и слово – не только внутреннее, но также и устное, и ум – не только умопостигаемый, но к тому же и страстный (который называют и животной фантазией, и по которому прочие животные и друг друга, и нас, и места, которыми они проходили, признают, и близ которой [т.е., фантазии], — говорят сведущие в этих вещах, — стоит чувство, являющееся ее (души) органом, воспринимающим воображенное ею), они (святые) сочли должным действия оных (сил души) не себе самим приносить, но давшему их Богу, от Которого и для Которого все. Приносить и
отвергать – не одно и то же. Речь идёт не об отрицании действия упомянутых чувств и фантазии (лучше сказать, думаю, образного мышления), а о том, чтобы их принести "Богу, от Которого и для Которого всё".
А раз говорится
"прияв от Бога", то явно, что и Адам
приял от Бога то же самое, о чем речь в упомянутой цитате.
Но эти чувства, поврежденные грехом,
требуют исцеления, очищения, что возможно только в покаянии и спасительном прибегании к Единому Спасителю Господу нашему Иисусу Христу. Адам преимущество отдал тому, что следует
после. Мы же, обратив в молитве взоры ума своего к этому Единому Образу образов - Иисусу Христу, Который есть "
Начаток", непременно получим не только вожделенную свободу от греха, но и удостоимся неизреченного созерцания Самого Первообраза - тогда и так, когда и как Он соблаговолит нам открыться, - и уж тогда мы и будем иметь силу и способность к чистому восприятию других образов, которые
после. Именно на этом, уважаемый
Igor, я и пытаюсь заострить внимание. Под чистым же восприятием образов понимаю созерцание, свободное (по Св. Максиму своими словами) от нечистых ассоциативных движений души. Это присуще, например, детям: "Если не обратитесь и не будете как дети - не войдете в Царствие Божие". Хотел было развить рассуждения (с цитатами Св. Максима), однако не хочется перегружать пост, да и внимание уважаемых форумчан. Может, позже... если это заинтересует кого-то. Виноват - никак не получается выражаться кратко. Простите