Исихазм

Автор Тема: Воображение, чувство и образное мышление  (Прочитано 96746 раз)

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Кстати, Григорий Палама в Триадах, Нетварный Свет назывет умопостигаемым Солнцем. Насколько же видение Нетварного Света выше видения образов, даже самых возвышенных, самых духовных и самых чистых! В контексте исихазма, думаю, лучше термин ум не ограничивать ни плотью, ни кровью, ни душой, ни чем либо другим.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Serge

  • Сообщений: 266
    • Просмотр профиля

... А мы приучены к образному восприятию.
К образному восприятию мы не приучены, а такими сотворены Богом. В норме образ  не может и не должен выступать преградой к духовному видению, но напротив - является средством восприятия духовного - Божиего, а также и средством творческой передачи этого духовного другим людям. К любви призывал нас Господь. Если бы человеку можно было "напрямую" духом восприять духовное, то Бог бы не воплотился. А воплотившись, Спаситель Иисус Христос не отбросил плоть как ненужный атавизм, но прославил Крестной смертью и Воскресением, преобразился на Фаворе с телом и вознесся на Небеса телесно. Так же будет преображен и весь видимый мир, вся материя.
Вот я и никак в толк не возьму - откуда такое неприятие всего материального :?

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Цитировать
К образному восприятию мы не приучены, а такими сотворены Богом.
Вот на это утверждение позволю себе наложить ветто.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Бог дал нам возможность, как образного восприятия, так и безОбразного. Обе эти способности нам нужны. И справедливо можем сказать, что обе даны от Бога. Кроме того, они, на самом деле, совсем не должны противопоставляться.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Serge

  • Сообщений: 266
    • Просмотр профиля

Цитировать
К образному восприятию мы не приучены, а такими сотворены Богом.
Вот на это утверждение позволю себе наложить ветто.
Igor По возможности, не могли бы Вы более подробно об этом сказать. Почему? :?В чем я ошибаюсь? Хотелось бы узнать об этом.
Мне кажется, что Keleynick здесь правильно все изложил.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Конфликт между разумом и духом весьма значительный по первоначалью. Человек забывает, скорее не представляет, на сколько жизнь духа в нас, осиянная благодатью, выходит за рамки физических, а также неких "моральных" и канонических законов.
 .... Помню я, как-то после исповеди, внезапно,  в мире сердца своего, движимая наитием духа внутри себя, чуть не последовала к алтарю. Дух "говорил" мне :"Здесь мой дом." А разум, испуганный такой дерзостью, твердил:" Не смей! Ты женщина. Ты что, хочешь выглядеть сумасшедшей в глазах других?"
  Дух говорил мне :" Мне здесь хорошо. Нужно жить здесь."
На что разум(не понимая сей тайны) возопил:" Вот еще чего! Не хватало мне только ночевать и дневать здесь".
  Вот яркий пример конфликта и разрыва между духом и умом.
Потому как жизнь духа - это свобода. Свобода, в прямом смысле, от всяческих законов и канонов. Закон и каноны для ветхого человека.И высота этой свободы уходит в Небеса, как нечто не доступное для полного разумения оскверненного грехом ума человеческого.
  И если говорить о духовном" видение", то и тут важно знать, что жизнь духа не вписывается ни в какие нормативные планки, и не подчинена физическим законам.
Дух сам в себе имеет жизнь и знание и стремиться вверить себя, явить себя человеку изнутри тайным действием, предавая  то, что имеет сказать или показать человеку от Бога. Ибо он от Бога изошел.
   Gior.   "Не принимать и не отвергать" -это значит(имхо), что человек, такой какой он есть, с не умением конкретно различать добро от зла, которые "рождаются" в духовном мире, склонен сооблазняться, впадать в прельщение и гордыню. Ибо и сатана может преобразиться в Ангела Света.
 Поэтому разумный человек не будет настаивать на праведности сути своего видения, оставляя этот факт в бездействии( до времени). Он промолчит.
 Но сам опыт... он остается как непреложный факт, который обогощает человека познанием(хоть и мизерным) жизни духа в человеке и его действия.
 
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Цитировать
К образному восприятию мы не приучены, а такими сотворены Богом.
Вот на это утверждение позволю себе наложить ветто.
Igor По возможности, не могли бы Вы более подробно об этом сказать. Почему? :?В чем я ошибаюсь? Хотелось бы узнать об этом.
Мне кажется, что Keleynick здесь правильно все изложил.
Все-таки, без всяких ссылок на Писание и на Отцов что-то во мне говорит, что Адам не мыслил образами, а постигал каждый предмет мгновенно, то есть он видел предмет не так, как он видится, а как он мыслится. То есть он сразу постигал логос каждого предмета.
Заметить можем и мы, что те предметы (к примеру, предметы природы) мы видели иначе в детстве, иначе в молодые годы. Да и вообще, каждый человек видит один и тот же предмет иначе. В лучших произведениях искусства отмечается людьми это  иное видение, в котором схвачена суть предмета, то есть его логос.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1712.msg31029#msg31029
Мне понравились рассуждения Юнии.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Все-таки, без всяких ссылок на Писание и на Отцов что-то во мне говорит, что Адам не мыслил образами, а постигал каждый предмет мгновенно, то есть он видел предмет не так, как он видится, а как он мыслится. То есть он сразу постигал логос каждого предмета.
Igor, обратите внимание, что одно не противоречит другому! Скорее уж дополняет.  :-)

Мне понравились рассуждения Юнии.
Однако оно внутренне противоречиво :(

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Igor, обратите внимание, что одно не противоречит другому! Скорее уж дополняет.  :-)

То же самое хотел написать. Ум - не простая вещь, и имеет много-много уровней.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Serge

  • Сообщений: 266
    • Просмотр профиля

...Все-таки, без всяких ссылок на Писание и на Отцов что-то во мне говорит, что Адам не мыслил образами... То есть он сразу постигал логос каждого предмета...
Спасибо, Igor, но мне жаль, что нет ссылок. А так мне трудно понять столь глубокие вещи. Ведь в стремлении не сбиться с правого пути, считаю просто необходимым поверять свои мысли святоотеческим преданием. Все-таки повторю свой же вопрос: откуда такое неприятие всего материального? Новый Адам Богочеловек Иисус Христос мыслил образами (по человечеству). Как же Адам не мыслил так же? Непонятно :?. Почему присутствует какая-то боязнь образа, боязнь материи как греха? Ведь это же неверно, как мне кажется. А как было бы проще обсуждать тему, если бы наши рассуждения основывались прежде всего на цитатах из творений Св. Отцов как основы правильного понимания.

Serge

  • Сообщений: 266
    • Просмотр профиля

Дабы не быть голословным, приведу слова выдающегося человека, почти нашего современника, почившего в Боге Архиепископа Луки Войно-Ясенецкого (из его труда "О духе, душе и теле"):
"Велико и глубоко важно соотношение между духом и формой. В материальных формах ярко отражается дух, присущий материи. И больше того, дух творит формы...
...Великие красоты природы имеют, конечно, не одни утилитарные цели. Ансамбли и элементы красоты и безобразия в природе, воспринятые духом человеческим, трансформируются в нем в произведения искусства и науки, эти великие двигатели духовного развития человечества. От простейших форм красоты, от ласкающей наш взор округлости и плавности линий, соразмерности и симметрии форм, прелести и силы светотени, гармонических сочетаний красок и звуков, природа восходит до грандиозных ансамблей красоты, полных духовной силы и величия".

"Духом грандиозной силы и мощи проникнуты окутанные мрачными тучами массивы гор и скал, гонимые ураганом громады волн океана, штурмующие прибрежные: скалы. Дух вечности и беспредельности изливается в души наши от мириад звезд ночного неба. Такую радость и покой навевают нежные краски зари и озаренные лунным светом поля и озера. Высшую ценность нравственной красоты и мерзость безобразия являет природа в кротких и чистых глазах добрых людей, в отталкивающем виде злодеев и бесчестных.
И если так очевидно, что в этих формах нравственной красоты и безобразия мы реально воспринимаем излучение духа красоты и духа злобы, волнующие сердца наши, то не вправе ли мы сказать, что в основе тех глубоких духовных восприятий, которые получаем мы от красоты и безобразия форм неорганической природы, лежат подобные же воздействия на нас духовной энергии, присущей всей природе?
Неважно, что материя аморфная совсем не производит на нас такого впечатления духовного порядка, важно то, что ДУХ связан с формой. Мы говорим, что Дух направляет развитие тел человеческих в соответствующих себе формах. Теперь скажем, что не без творческого воздействия духа созидаются и формы неорганической природы, все формы мироздания. В том глубоком духовном, даже моральном воздействии, которое производят на нас овеянные духовной энергией красоты природы, надо видеть цель и значение красоты. Если бы мироздание было тем, чем оно представляется материалистам, то не было бы в нем красоты форм, созидаемой духом.
Мне принесли букет цветов. О, сколько тонкой, чарующей красоты в этих дивных маленьких творениях Божиих! И вместе с тем как они прелестны своей малостью, полной кротости простотой. Тончайшее кружево нежных белых соцветий, голубенькие и розовые, фиолетовые и синие крошки глядят на нас чистыми глазками своих лепестков и венчиков, изливают на нас свой чудный аромат.
Ну разве не очевидно, что это немая проповедь душевной чистоты? Надо иметь очень грубое сердце, чтобы не слышать этого голоса Божия, так ясно звучащего в красоте материальных форм природы. Естественно что женщины особенно любят цветы, и это делает честь их сердцам."

Нужны ли какие-либо комментарии к этим удивительной глубины и тонкости понимания, красивым, ярким и выразительным словам Божиего человека...

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Serge:
Цитировать
Почему присутствует какая-то боязнь образа, боязнь материи как греха? Ведь это же неверно, как мне кажется. А как было бы проще обсуждать тему, если бы наши рассуждения основывались прежде всего на цитатах из творений Св. Отцов как основы правильного понимания.
Serge, где-то интуитивно и на основании моего небольшого опыта исхожу из того, что образное мышление фрагментарно. Мы видим всегда отчасти, видим то, что мы хотим видеть. Как раз с образным мышлением входят наши чувственные представления. Вот и чувственная Ева не видела Древа Познания, которое находилось в центре Эдема, а по подсказке лукавого змея увидела.

Тема эта сложная. Требуется время. Хорошо, что она открыта, поднята. К ней можно всегда возвратиться.

Serge

  • Сообщений: 266
    • Просмотр профиля

...Вот и чувственная Ева не видела Древа Познания, которое находилось в центре Эдема, а по подсказке лукавого змея увидела.
Тема эта сложная. Требуется время. Хорошо, что она открыта, поднята. К ней можно всегда возвратиться.
Igor, согласен, тема довольно сложна,потому и требует взвешенности в выводах, чего сам (грешен) не всегда могу соблюсти.
Однако по поводу Евы не могу с Вами согласиться. Если первочеловек имел ведение от Бога, нарекал имена, да и Сам Бог предупредил наших прародителей об упоминаемом древе, которое (не случайно указано в Св. Писании точное место) находилось посреди рая, то Ева не могла не знать о существовании этого древа. Простите, цитаты пока не привожу - но беседы Св. Отцов по этому предмету имеются.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Serge:
Цитировать
важно то, что ДУХ связан с формой
Да, дух творит формы. Формотворчество (возделывание=cultura) благословлено Господом. Именно перед ЧЕЛОВЕКОМ была поставлена задача выявить из беспредела всякую вещь, назвать ее по имени, определить,  вникая в ее суть (логос). То есть возделать ее (вызвать из небытия беспредела)...