Продолжу тему
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1712.msg31076#msg31076 , хотя ее вполне можно назвать "подтемой", вписывающийся в главный вопрос. А мой первый частичный ответ был здесь:
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1712.msg30909#msg30909.
Интересно, что и "фимическая" проблема связана со
влагой, то есть со всем
круговоротом всякой жидкости в человеке. Уже древние (греческий врач Гиппократ и римский врач Гален) связали
темперамент с этим
"течением": у холерика много места в физиологическом процессе занимает желчь (χολη), у флегматика – лимфа (φλεγμα), у меланхолика – "черная желчь" (ωτλαινα χολη), у жизнерадостного сангвиника – кровь (лат. sanguis).
И Максим Исповедник два страстных начала в человеке –
"яростное" (фимикон) и
"желательное" (эпифимитикон) связывает напрямую с круговоротом жидкостей в человеке (этим
"течением и истечением"), от которого Адам был, несмотря на то, что его тело было из "животного материала", сверхъестественным образом независим, вкушая плоды от Древа Жизни. См. к примеру, Амбигвы в пер. Нектария гл.XXXVIII (V, 34).
Древняя христианская аскетика знала эти вещи. Когда египетские отцы говорили, что "сухость и бледность (бескровность) – украшение монаха", то придавали этому более глубокий смысл, каковой не улавливается, может быть, новоначальными.
Сам себе эту
"влажность" и психосоматическую (!) зависимость от круговорота жидкостей в организме обозначил как-то понятием
"рыхлость". А в рыхлой почве произрастают ростки фимикона и эпифимитикона. Она - прекрасная почва для
"животной фантазии" (термин Максима).
Важно отметить, что с круговоротом жидкостей и со всеми биохимическими процессами в организме приходится жить и знать свою подвижную (изменчивую) соматику, которая давит на "психу" и ею подпитывается.
Можно привести много примеров святых, которые были весьма мучимы своим психосоматическим устроением. Приведу хотя бы двоих – Иоанн Кронштадтский был очень взрывным и всю жизнь мучался от золотухи, которая весьма отпечатывается на характере человека. А Тихон Задонский страдал от вечных депрессий… А какое
"жало во плоть" (2 Кор. 12:17) носил в себе ап. Павел? А Иоанн Златоуст со своим желудком? А Василий Великий со своей печенью?... Все они носили терпеливо смертность Спасителя, чтобы преобразиться по смерти.