Итак, если пытаться чуть-чуть продолжить разговор:
1. Церковь и Государство. Увы, по сути в России всегда существовало лишь две внятных и распространенных концепции. Первая - это Церковь как закрытая секта (реализуется долгие века многочисленными расколами и подрасколами). Вторая - теократия, или государство-монастырь. На практике выливается в концепцию - "Церковь на посылках у государства". И пресловутое "сергианство", которое ныне так модно проклинать, есть, пожалуй, лишь сохранение этой государственно-церковной традиции, "освященной веками".
Каков же верный путь Церкви, как она должна идти? Вопрос без ответа.
Дорогой
Антиквар, Церковь в своем мистическом пространстве, повидимому, совершенна всегда, только как много раз говорено, границы таковой Церкви Верных человеческими рамками не определяются.
Церковь как иерархический институт не будет совершенна никогда, ибо далеки от совершенства люди ее составляющие.
Тем не менее, учитывая сказанное выше, мне кажется и в России мы имели пример Церкви обличающей пороки народа, власти и т.д., по сути дела, это(плюс стремление некоторых иерархов к власти, но имхо, и это тоже) и стало причиной упразднения патриаршества на Руси... Патриарха избрали, а призрак той эпохи, его ментальность, помноженная на время советского припособленчества так и осталась.
С другой стороны, в странах, никогда не бывших империями(я имею ввиду прежде всего балканские государства, хотя здесь можно привести пример и того же Ливана), тоже конечно не без огрехов, но иерархия в разы проще и ближе к народу,нет такого жесткого раздиления ВНУТРИ Церкви на жречество и народ, а ведь у нас миряне по сути уже считаются чуть ли не ВНЕ Церкви.........
Вобщим, мне кажеться(на что кажеться и Осипов неоднократно намекал), что если вдруг поддержка Церкви со стороны гос-аппарата прекратиться, то это парадоксальным образом улучшит церковную атмосферу, оздоровит ее...мне кажеться этого абсолютно не нужно бояться...
3. Возрождение духа общины. Вот вроде очень этого хочется. Но ведь на практике не особенно стремишься идти на контакт с другими прихожанами. Невольно признаешь, что мечты о приходе-общине ныне это по большей части иллюзия (разумеется, есть исключения). Но и приходские общины прошлых эпох - на чем они держались? На том, что в одиночку было не выжить - ни в селениях, ни в городах. Сейчас нужда в такой общине отпала, и она умерла естественным образом. Или, надеюсь, только впала в спячку, но очень уж глубокую. И эту общину не возродить церковными реформами: она может возродиться лишь при переменах (извините за штамп) в общественном сознании.
А нынче прототипы общин находишь скорее на интернет-форумах:)
Словом, одни вопросы, на которые ответа не находишь.
Мне кажеться это несколько поспешные выводы....массовый уход людей ву секты и деноминации, построенные на принципах общинной жизни,где эта самая общинная жизнь играет огромное, если не первостепенное(те же баптисты) значение, показывает, что стремление и нужда в соборности, в общинности, не только не умерла, но у многих людей похоже голод на таковую...не этим ли стремлением, в конце концов, и обусловлены бега многих православных по всякого рода ИПЦ?...
Вы спрашиваете, на чем держатся общины, мое имхо, в православии, общины во многом держались и держаться до сих пор(видел пару примеров) на духоносных пастырях....и кризис общинности, во многом как раз таки и определяется в отсутствии таковых...
Вобще же, согласен с вами братия, что страстное увлечение реформаторством, в ущерб личной духовной жизни, это путь в никуда....
Спаси вас всех, Господи!