Исихазм

Автор Тема: Теософический и православный пути богопознания  (Прочитано 24167 раз)

pilgrim

  • Сообщений: 600
    • Просмотр профиля

Здравствуйте снова.

1) Первый раз будучи на этом форуме, открыл тему о сравнении рая и нирваны. Очень много написано в той теме интересных сообщений. Сегодня все их внимательно прочитал. Есть над чем подумать. Жаль, конечно, что администратор закрыл тему. Но с поставленным в ней вопросом более-менее разобрался и сделал для себя некоторые выводы. Полгода рылся в литературе, слушал аудиолекции буддийских учителей, аудиолекции православных богословов, летом съезжу на ретрит к Мастеру школы Гелуг, затем в православный монастырь. Вобщем, мало-помалу картина проясняется.
Извиняюсь, что в теме не участвовал, так как не хотел мешать развитию мысли участников. Но ваши идеи ценны для меня, вот и не мешал.

2) Разрешите открыть эту тему "Теософический и православный пути богопознания". Очень хотелось бы разобраться в вопросе о соотношении этих двух путей. Является ли теософический путь альтернативой православному, пусть даже более долгим, полезным для людей с определенным складом ума? Может, теософия - это и есть истинное богопознание, которое вне догм? Может, православие создает условия для дальнейшей эволюции мысли каждого отдельного человека, которая начинается в рамках религии, а продолжается в русле теософии? И как быть с гностиками, А. Менем и Вл. Соловьевым? Ведь это тоже богопознание?
Или все так плохо, и теософия от лукавого (с точки зрения православия)?
Или это полноценный путь для Западной Европы, а у нас свой православный путь?
Поделитесь вашими соображениями на эту тему, пожалуйста. Особенно интересно, если у Вас был мистический опыт в рамках православия или теософии.
А я буду следить за ответами периодически и спрашивать, если что не понятно. Для меня ваши мысли по этой теме очень важны.
С уважением.
pilgrim

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

в принципе очень хорошая фраза, только я убрал бы приставку бого- и все встало бы на свои места, убрал бы только потому, что господа теософы в принципе не стремяться познать Бога, ну или у них это как то не клеится, все больше как то астрал, 7 8 9 рассы, махатм и пр. пр.....в общим у них там столько интересного, что до Бога не доходит очередь...
А так фраза стопроцентно верная, имхо, без бого-, т.е. "теософия и православие это альтернативные пути познания", эта фраза безусловно верна, так же как и фразы "православие и буддизм это альтернативные пути познания", опять же с учетом, что цели познания разные, или "православие и нагвализм это альтернативные пути познания" и т.д. и т.п.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

Цитировать
Поделитесь вашими соображениями на эту тему, пожалуйста. Особенно интересно, если у Вас был мистический опыт в рамках православия или теософии.

аскетический опыт голодания привел к мистическому опыту смерти....

вообще вся наша жизнь сплошной мистический опыт....и смерть....и болезнь....и здравие....и отношение полов....и зло....и добро....все есть оооочень мистический опыт....даже принятие пищи.....про дыхание уже и не говорю, более мистического процесса трудно представить...печально, когда мистический опыт в рамках, это что то похожее на портрет в рамке, когда перед тобой весь мир, а ты фотографируешь кусочек и вешаешь в рамку,потом часами любуешься на него и показываешь своим близким и неочень друзьям, гордо рассказывая историю сего снимка... но мистический опыт без рамок еще печальнее, это когда ты фотографируешь и фотографируешь все без разбора, ради самого процесса фотографирования, туда попадают и помойки и канализации и бардели и скотобойни и прочая ерунда, "а что вот наснимаю всего и побольше, а дома приду распечатую, а там решу что выкинуть, а что оставить...", но придя домой выбирать уже некогда, все мысли о том как постирать провонявшую одеженку....

вот Вам piligrim, чтоб Вы немного расслабились, не знаю понравится али нет:

____________________________________________________________________________________________

Памяти Арбузова.

Про то, как Василий Арбузов стал духовным.

В понедельник утром, согревшись чашкой горячего, ароматного
чая, Василий Арбузов, вдруг, почувствовал непреодолимую тягу
к духовности. В тот же миг, как по мановению волшебной палочки,
качнулся эфир, задрожала брамфатура и полчища игв в панике
разбежались кто куда...
Так Василий Арбузов стал духовным человеком.

Учитель

Не совсем уразумев еще произошедших с ним изменений, Василий,
по своему обыкновению, вышел покурить на просторный балкон,
своей холостяцкой квартиры, заваленный всяким хламом,
как то велит древняя русская традиция.



Взяв парочку сигарет(ибо от одной Василий уже давно
не получал искомого эффекта) и зажигалку, он вышел на балкон
в пространстве которого обитала по майскому свежая и ароматная
утренняя прохлада. Чиркнув зажигалкой и нагнувшись одноглазой
гримасой к язычку пламени, Арбузов остолбенел: прямо перед
ним, на полу его собственного балкона, в этот
самый момент, возникли чьи-то ноги, обутые в рваные на больших
пальцах обеих ног, замшевые тапочки.

"Ну и дела" - подумал бы Василий, если бы был немного посмелее,
в груди его что то екнуло, вихрем пронеслись в его оцепеневшем
сознании многочисленные варианты того кто же это мог быть,
как он туда попал и для чего собственно ему это понадобилось.

"Я пришел потому, что ты дорос до должного уровня", услышал
Василий вкрадчивый, ласковый баритон, по-видимому принадлежавший
незваному гостю.

"Что?!" - переспросил Василий все еще пребывая в оцепенении, и
поднял глаза.

Взору Василия предстал мужчина, лет 35, с семитскими чертами
лица и черной копной густых, немного курчавых волос на голове,
лицо которого, совершенно незнакомое до толи Арбузову,
обрамляла столь же курчавая смоляная борода. Глаза незнакомца
были глубокими, темно-карего цвета, с огоньками неподдельного
сострадания. Одет он был в серый шерстяной видавший виды
свитер и спортивное трико с так по-советски-родному отвисшей
тканью в районе колен.

"Простите!",- подвзвизгнул Василий, удивившись собственному голосу,
"Вы кто?" кашлянув, спросил он, уже немного уверенней.

"О-о-о, это очень интересный вопрос", - произнес гость немного
снисходительным голосом, - "Не думаю, что тебе что-то даст мое имя,
скажу лишь, что ТАМ (при этих словах пришелец поднял указательный палец
кверху) мне поручили подготовить тебя к важной мисси!"

Так Арбузов обрел своего учителя.

За то время, что Василий провел под руководством своего патрона,
он многому научился: читать мысли, передавать их на расстоянии,
выходить из себя и входить обратно, гнуть ложки и прочие
металлические предметы, силою своей могучей и неукротимой мысли,
видеть в темноте закрытыми глазами, определять по цвету ауры
что за птица стоит перед ним, и чем она дышит, у него открылись
новые органы чувств, район бровей засветился третьим глазом,
выросли большие астральные уши и нос, окреп астральный язык...


Пройдя обучение у своего наставника и доведя свой потенциал до
должного уровня, Арбузов прожил много лет, борясь со злом и насаждая
добро, он бесстрашно обличал злодеев и противников духовного прогресса,
немало доставалось и тем, кто дурманил мозги людей опиумом для народа.
Уйдя с этой беспокойной земли в неведомые космические пространства, он оставил
на ней, помимо шлейфа добрых дел, пару верных учеников, доблестно продолжающих
и доныне его нелегкое дело.


Ушел Арбузов, но дело его живо!

__________________________________________________________________________________________

С уважением, Дионисий К   
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

. Особенно интересно, если у Вас был мистический опыт в рамках православия или теософии.
У меня был резкоотрицательный опыт 25 лет занимался аутогенной тренировкой, йогой...

И очень положительный опыт в православии :-)...Я всё это описывал где то на форуме...Простите...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Aleksei B.

  • Сообщений: 405
    • Просмотр профиля

***pilgrim  - для начала бы нам разобраться, что Вы подразумеваете под теософским путем познания и под теософией вообще.

Если учения Рерих, Блаватской, то многим на форуме есть что сказать супротив этих учений, в том числе и поставить под сомнение само получение ими знаний от неких махатм, научно оспорить некоторые результаты  этого "познания" в области астрофизики. Сомнительной оказывается теософия и в области различения добра и зла, ставя в диалектическую зависимость эти два принципа.

Что касается форм религиозного познания, то лично моё мнение - их достаточно много, также много и реальностей, бытие которых они отражают. Но религиозное познание никогда не было  самоцелью мировых религий.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

>>Сомнительной оказывается теософия и в области различения добра и зла, ставя в диалектическую зависимость эти два принципа.

Это только у Блаватской. У Рерихов не так. Вобще Блаватская - это только один из многих частных случаев Теософии. Теософия вобще "стара, как мир". А перевод этого слова означает божественная мудрость.

Сведенборг, Мейстер Экхарт и Дионисий Ареопагит - это тоже Теософия.
« Последнее редактирование: 17 Июнь 2008, 09:38:19 от Keleynick »
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

Цитировать
Сведенборг, Мейстер Экхарт и Дионисий Ареопагит - это тоже Теософия.

Только сами они не в курсе...
Думаю немногие из них обрадовались бы, узнав, что некто поставил их в один ряд с Блаватской и Рерихами)))))))))
Но тебе, брат, они бы простили))))))))))
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Теософия намного старше Блаватской и Рерихов... В коллективном сознании имеет место привычка превращать безобидные благородные термины в позорные ярлыки только на основании ошибки одного из неисчислимого множества представителей некоего учения. Этот подход настолько же верен, как и тенденция судить о православии по Кураеву и Дворкину...
« Последнее редактирование: 17 Июнь 2008, 10:30:01 от Keleynick »
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Что касается форм религиозного познания, то лично моё мнение - их достаточно много, также много и реальностей, бытие которых они отражают. Но религиозное познание никогда не было  самоцелью мировых религий.

Конечно, дело не в познании, а в избавлении от незнания, в изменении сознания.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

Теософия намного старше Блаватской и Рерихов... В коллективном сознании имеет место привычка превращать безобидные благородные термины в позорные ярлыки только на основании ошибки одного из неисчислимого множества представителей некоего учения. Этот подход настолько же верен, как и тенденция судить о православии по Кураеву и Дворкину...

Нет, Дворкин и Кураев тут не причем....
Если взять само слово "теософия" и перевести на русский, то получится вполне безобидное сочетание слов..."божья мудрость", но сводить вопрос к лингвистическим изысканиям дело смешное и бесполезное,человек сравнивая теософию и православие сравнивает не словарное значение этих понятий, а некие "движения", которые за ними стоят и которые имееют вполне определенный набор исторических лиц, книг, методов и т.д. и т.п., поэтому ярлыки здесь не причем, можно вообще убрать слово теософия и спросить иначе, является ли учение Рерихов альтернативой православию, или является ли учение Блаватской альтернативой православию и здесь ответить просто да или нет, выразить свое т.с. мнение, это значит не сделать ничего, а попросту заниматься пустословием....
Для сравнения надо привести базовые понятия, идеалы, принципы духовной жизни и т.д.  и т.п., как одной так и другой традиции, сравнить эти принципы, найти их схожести и различии....
Так что, брат, если тебе действительно есть что фактологически сказать в этой теме, скажи!!!
приведи цитаты, обоснуй и т.д.
А все остальное просто пустая трата времени...
Имхо...
С уважением...   
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Так если убрать слово Теософия, тогда другое дело. Но так, это слишком обширный термин, чтобы отдавать Блаватской его в собственность. Что же касается самих современных теософов, их учений и образа жизни, то они очень разные. Первый учитель Шри Ауробиндо был членом Теософического Общества. В самом учении Теософического Общество есть много упоминаний о том, что учение не стоит догматизировать и не стоит гнушаться кажущихся противоречий. И, наконец, кроме Блаватской, т.е. после Блаватской, в Теософическом Обществе были еще многие другие люди, у которых были весьма и весьма иные взгляды, и эти взгляды поимели место в учении. Вобще сама Теософия была известна еще в древней Греции, если я не ошибаюсь, а также в древней Индии - Брахма Видья.

Когда смотрят на Блаватскую - все видят только ее недостатки и ошибки. И они, безусловно, есть. Но если мы видим, то надо видеть и истину, которая также есть. Почему Блаватская так относилась к христианству? Это, если посмотреть трезво, то видно ясно, что из-за того, что христианство присваивает себе монополию на Бога, что есть, на самом деле, крайнее богохульство. Конечно, Блаватская, вступая в двойственное противостояние наделала кучу ошибок, и когда вступаешь в такое противостояние, будь ты десять раз прав, ты неизбежно совершаешь ошибку, ибо сама двойственность суть ошибка.

Сравнивать Теософическое Общество с Православной Церковью... вобще-то такое сравнение будет заведомо двойственным, ибо оно ни в одном случае, не видел, чтобы делалось беспристрастно. И с таким же успехом можно сравнить "опричников Ивана Грозного" с блажайшими учениками Далай Ламы... и прийти к выводу, что "православие" - это не пойми что...

И другой момент заключается в том, что нам нужно - традиция, или Бог? Разве может Бог быть ограничен какой-либо традицией, институтом, или термином?
« Последнее редактирование: 17 Июнь 2008, 11:23:29 от Keleynick »
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

У меня к тебе две просьбы:
1.Перечисли имена тех людей, которые составляли теософское движение, в положительном для тебя значении этого слова и очень прошу не бери людей принадлежавших к иной традиции...
2.Расскажи об аскетическом пути теософии, не о теории, а о практике и о том, что положительного тебе дали эти практики в жизни....
Заранее спасибо...
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Я не практикую Теософию и не практиковал ее - мне практики итак хватает... как мне кажется. Не хватает только времени практиковать.

Из положительных (не для меня, но в целом), например, Субба Роу, да он был (или есть) посвященным брамином, но был членом Тесофического Общества, и под эгидой сего общества публиковал труды. А.П. Синнет, отчасти А. Безант... я не говорю, что я их поклонник, сторонник или последователь. Но речь о том, что они все разные, не одинаковые, и мысль у них - ух, какая разная. И я не говорю, что они непременно безошибочны. И я не говорю, что надо всем становится теософами. Но не надо судить их со своей колокольни и принимать на себя одну роль от мира сего, на них проецировать другую - противоположную - и устраивать ментальные баталии, доставляя наслаждение князю мира сего... Кроме того, имеет место перевирание, вырывание из контекста цитат, искажения с целью унизить и опусть "врага" в грязь. А сколько ненависти!
« Последнее редактирование: 17 Июнь 2008, 11:48:25 от Keleynick »
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

Чтож брат Keleynick, ,благодарю, что поделился мнением...Разбирать труды Безант, Роу и Синнета пока не вижу смыла, если конечно у тебя такого желания нет...
Я вот в пришел к такому выводу, что наши мнения о том или ином учении мало что значат, главное это то куда приводят на практике, да и piligrim в своем заглавном посте просил именно о практическом сравнении...
Так что разумно подождать мнения людей имеющих практический опыт...
Как к примеру mirnestranik....
Спасибо за искренний ответ...
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

Цитировать
Кроме того, имеет место перевирание, вырывание из контекста цитат, искажения с целью унизить и опусть "врага" в грязь. А сколько ненависти!

Брат, если честно, согласись, что из постоянных участников нашего форума нет ни одного подходящего под это описание, так зачем же переносить на них свои комплексы и застарелые обиды?
Иногда мне кажется, что ты сражаешся с ветряными мельницами)))
Прости...
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.