Православие, действительно, лучше понимать более эзотерически, иначе велика опасность впасть в ментальное идолослужение. Это я говорю после того, как переболел православным фанатизмом.
А разве нельзя впасть в идолослужение эзотерическое, самому себе и своему мнению и практическим наблюдениям ...Доверять тем кто доказал своим поведением, жизнью что близок Богу это хорошее подспорье...Оно кстати не отвергает а наоборот стимулирует личный поиск, ведь есть на кого опереться...А вот когда не на кого--один в поле...Мне так кажется
Можно... но как только ты отрицаешь Бога внутри себя, ты уже поклоняешься идолу ИМХО.
Когда знаешь, что Бог не только вовне тебя, но и внутри, возникает чувство безисходности - никуда ты от Него не денешься
А когда создаешь внешнего бога на базе описаний, даже на базе учения святых отцов, а чаще даже имея учение св. отцов, богов лепят по своему образу и подобию, то это уже заслоняет истинный Свет. Получается языческий монотеизм. Эзотеризм, я уже говорил об этом, подразумевает всего лишь внутреннюю направленность. И Учение Господа Иисуса Христа, безусловно, эзотерично: "Царство Божие внутрь вас есть". Это сейчас все смешивается в кучу - эзотерика, оккультизм, магия... но эти три понятия, на самом деле, означают разные вещи.
А когда мы ищем Бога не в себе, то Его и найти труднее, и по пути впадаешь неизбежно в различные варианты идолопоклонства, чаще, опять же, ментального, или подпадаешь под ментальные манипуляции. А так вобще и молиться во имя свое умудряются некоторые и "во имя Отца и Сыны и Святого Духа." Я умудрялся, к примеру, когда понимал православие исключительно экзотерически. Тут дело не эзотерике или экзотерике, а в том, желаешь ли преодолеть свой эгоизм.