Хочу сказать несколько слов о борьбе с самостью, в виду того, что слова очень легко извратить внешним умом (иногда и на основании того, что под этим подразумевают в некоторых ограниченных кругах) и понять неправильно, а потом это неправильное понимание приписать другому.
Когда я говорил о борьбе с самостью, я никак не говорил о борьбе с самостью в дуальном
смысле. Как бороться с самостью? Лепить в день по тысяче поклонов и самость сама отпадет? От этого она станет только сильнее... Борьба с самостью, о которой я когда-либо мог говорить, подразумевает прежде всего честное наблюдение за собой (и здесь без Божьей помощи, порой не легко все увидеть, как есть), за внутренними движениями мыслей и чувств, выявление шаблонов и потом - отбрасывание (опять же, это метафора) их.
Ибо что такое самость? Это сосредоточенность на себе. Но если бы люди были действительно сосредоточены на себе - образе и подобии Божьем, они были бы все святыми. Самость (в моем понимании) - это прежде всего сосредоточенность на своих ложных убеждениях (религиозные убеждения не вылетают из этой группы, ибо ЛЮБЫЕ убеждения - еще не истина), несовершенных мысленных и эмоциональных шаблонов (вот у меня есть к примеру шаблон, резко отвечать на обвинения контробвинениями - а в любом человеке, даже в святом, легко найти то, что можно обвинить, причем справедливо, но огульно и
неконструктивно обвиняя, можно ли увидеть внутреннее Единство Бога во всех за внешним разделением?), и отождествление себя с ними, отчего и происходит и желание их защищать, как самого себя, или даже как Бога (и вот, вопрос, нуждается ли Бог в защите человеков?), и бороться с еретиками, неверными и т.д. отчего и начинаются все личностные и групповые, межэтнические или межрелигиозные конфликты и войны, а также многие другие проблемы, включая проблему, которую мы видим сейчас в Секторе Газа... о которой прошу молитв...
Борьба с самостью подразумевает, прежде всего выявление ее - обычно отдельных ее элементов - и затем прощение, т.е. отпускание, отречение. Имея негативные чувства к самости, мы ее лишь усиливаем. Ее надо простить, ибо она недостойна того, чтобы испытывать к ней какие-либо чувства - "плохие" или "хорошие".
И еще, я отделяю понятие самости от понятия личности, или скорее индивидуальности. Т.е. отсутствие самости не означает отсутствие некоторых личных устремлений, устремлений, который не противоречат воле Бога, но являются ее проявлением. В то же время, они не должны быть деревянными, но динамическими.