Исихазм

Автор Тема: Враг внутри нас или о самости  (Прочитано 126605 раз)

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Враг внутри нас или о самости
« Ответ #270 : 16 Май 2016, 22:32:31 »
а как тягуче-жгучее желание души гордиться. При этом лезут гнев, уныние и прочая "братия". От кого эта гордость?
Что значит ЖЕЛАНИЕ гордится?

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Враг внутри нас или о самости
« Ответ #271 : 17 Май 2016, 22:17:28 »
veresk, наверное то же что и в статье говорится - зачастую видишь свой уродливый эгоизм в ужасных противных формах...
но мне видится что неправильно мы разделяем собственные и бесовские движения. трудная тема... я кстати все-таки склоняюсь что гордыня это сам враг и есть, черный как смола дух, живущий в каждом смертном теле, и никак его не выгнать из этого телесе, может только другая сила его сильно забить.. зачмарить так сказать у параши посадить но не более. причем эта падла и оттуда может пакостить, даже в самых освященных. я не говорю о Спасе - Господь вне первородного греха и плотского закона (!)

Aleks_san

  • Александр
  • 3
  • Сообщений: 221
  • добрый самаритянин
    • Просмотр профиля

Re: Враг внутри нас или о самости
« Ответ #272 : 18 Май 2016, 08:27:31 »
elm, отсутствие у Иисуса первородного греха не избавило Его от искушений, а значит "враг" сидел и в Нем. Иисус имел две воли, и низшая воля была, всё же, не весьма совершенной.
Гордость, сродни чести, это - не порок, как и безволие - не смирение. Главное чтобы было во благо и не во вред - как себе так и другим. Правильное слово для порока - гордыня, а причина гордыни - самость, которая есть просто заблуждение по неведению.
"Опыт преображения открыт людям уже в этой жизни."
Макарий Египетский.

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Враг внутри нас или о самости
« Ответ #273 : 18 Май 2016, 10:15:53 »
Aleks_san, это вопрос практики.

Хочу заметить, что ваши утверждения неточны. Если не было греха - то не было и "врага", хотя было несовершенство - например.

Так и насчёт гордости. Словарь Даля не делает разницы между гордыней и гордостью.
Гордость -  более мягкое проявление гордыни, по сути.

Гордыня не есть результат самости. Это, скорее, повреждение природы человека, которая есть самость. Но может быть исправлена, как одна, так и вторая. Самость при исправлении (извлечении гордости и гордыни) становиться кроткой - наверное.
« Последнее редактирование: 18 Май 2016, 10:26:21 от Краевед »
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

svod

  • Сообщений: 4035
    • Просмотр профиля

Re: Враг внутри нас или о самости
« Ответ #274 : 18 Май 2016, 11:23:29 »
elm, отсутствие у Иисуса первородного греха не избавило Его от искушений, а значит "враг" сидел и в Нем. Иисус имел две воли, и низшая воля была, всё же, не весьма совершенной.
Гордость, сродни чести, это - не порок, как и безволие - не смирение. Главное чтобы было во благо и не во вред - как себе так и другим. Правильное слово для порока - гордыня, а причина гордыни - самость, которая есть просто заблуждение по неведению.

Да, Иисус Христос не имел первородного греха, так как "семя" Его от Духа Свята, а плоть взята от Пречистой Девы, Матери Божией, а значит враг не сидел в Нем, но пускал свои ядовитые стрелы искушений находясь за пределами сердца Иисусова, пытаясь искусить, но так и не искусив Его. Иисус Христос имел две воли - это так, но его воля по человеческой природе смирялась (сами отметили, что смирение не безволие) с волей Бога Отца, "Но не моя воля, а Твоя" - молился Иисус Отцу.

Самость, это не просто заблуждение по неведению, это действие по своей воле, самость не ищет божьего, но своего.
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Враг внутри нас или о самости
« Ответ #275 : 18 Май 2016, 12:12:55 »
напомню как была зачата божия матерь
Цитата: Паисий Святогорец
Святые Иоаким и Анна — самая бесстрастная супружеская пара
— Геронда, расскажите нам что-нибудь о Святой Анне и о Святом Иоакиме, о Богоотцах. Как-то Вы уже начинали о них рассказывать...
— С детского возраста я относился к Святым Богоотцам с великим благоговением. Я даже просил о том, чтобы в монашестве мне дали имя Иоаким. Сколь многим мы им обязаны! Святые Иоаким и Анна были самой бесстрастной супружеской парой из когда-либо существовавших. У них совершенно не было мирского мудрования.
Именно так Бог сотворил человека. И Он хотел, чтобы люди рождались так же — бесстрастно. Но после грехопадения в отношениях между мужчиной и женщиной появилась страсть. И как только появилась бесстрастная супружеская пара — такая, каким сотворил человека Бог и каким по Его замыслу надлежало быть человеческому рождению, так родилась Пресвятая Богородица — это "истое Создание, а впоследствии от Нее воплотился Христос. Помысл говорит мне, что Христос пришёл бы на Землю и раньше — если бы раньше на Земле появилась чистая целомудренная супружеская пара, какой были Святые Иоаким и Анна.
Римо-католики впадают в прелесть. Якобы от благоговения они верят в то, что Божия Матерь родилась, не имея первородного греха. Тогда как Она не была освобождена от первородного греха, но родилась именно таким образом, каким Бог хотел, чтобы люди рождались после творения. Она была Всечистой [1], потому что Её зачатие произошло без наслаждения. Святые Богоотцы горячо молились Богу о том, чтобы Он даровал им дитя. И после этой молитвы они сошлись [как супруги] — не по плотской похоти, но по послушанию Богу. Я убедился в этом после одного чудесного события, которое пережил на Синае [2].
1) Зачатие и рождество Пресвятой Богородицы было естественным, а не девственным. "Она была Всечистой", потому что, как пишет Святой Иоанн Дамаскин в своем "Слове на Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии", Она была зачата "целомудренно". Но и Сама Она Своим подвигом умножила полученную от родителей святость, отражая "всякий излишний и душе вредный помысл до того, как его вкушала" (см. PG 96, 669 А, 676 В).
2) С 1962 по 1964 год Старец Паисий подвизался на Синае в Аскитирии Святых Епистимии и Галактиона. В чем заключалось упоминаемое им чудесное событие, он нам не открыл
.
лучше всего помоему это максим исповедник объясняет, как связан первородный грех, похоть, смерть и власть бесовская. сюда всего не вставить этолегко гуглится. к тому же у Спаса не было и ошибок несовершенства, как у божией матери. однако зная по опыту как промысел оборачивает в добро даже грубые ошибки с тяжелыми последствиями, мне например трудно понять, какие там могли быть ошибки у человека который ни одного бесовского помысла не принял за жизнь в этом теле

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Враг внутри нас или о самости
« Ответ #276 : 24 Июль 2016, 22:57:35 »
Цитата: из статьи
Смирение – это результат. Лучше назвать это мудростью. Мы подавляем себя, чтобы смириться. Но признавать свои прегрешения – что здесь общего со смирением? Неужели я должен смиряться для того, чтобы осознавать свои прегрешения? Отнюдь нет. Я вынужден, я обязан их видеть. Это крайняя необходимость. Это мой способ существования в следующую секунду.
я тут хотел заметить чрезвычайно важную вещь по поводу другой цитаты которую я запостил в соседней ветке:

Самодовольство - пища эгоизма, страсти гордости, самости. Вообще, если поспрашивать, то оказывается мало кто понимает всерьез зачем в формулировке и.м. постоянно необходимо повторять "меня грешного", и считать себя последним неправедным злодеем. Статья о самости это поясняет более менее. А Святой Игнатий со своим унылым православием излагает очень значимое положение о самодовольстве в приведенной цитате. Замечал как некоторые другие духовные личности с похожим на Игнатиевское унылое покаяние (кто читал Брянчанинова - тот вспомнит его безрадостные слова и поймет о чем речь) тоже смогли, умудрились уловить эту тонкую грань в своей практике и сохранились от удовлетворения своим деланием. И тем самым достигли довольно больших высот. Потому что уныние сбивает сласть самодовольства. (Понятно, что это неправильное делание, но однако кого-то промысел проводит через него. Это и не высшая форма аскетического приема спуска умом в ад - адский огонь опаляет страсть уныния так же как и другие. Если уж каяться в скорби и уныние то проще аналогично этому взращивать болезненный комплекс вины. Либо намеренно много нагрешить - как говорил Паисий Святогорец, "у больших грешников много ресурсов для смирения". Но это все бредово) Если мы хотим оставить эгоизм без еды, то следует выделить эту силу, мышцу самодовольства в душе и начать подрезать её. Это главное что я хочу здесь написть и что я выяснил на горьком опыте - у святых отцов я об этом не нашел. Если ее подрезать, как крыло у черного лебедя (подрезают чтобы не улетел из пруда), то душа мало помалу начнет лишаться способности возноситься. Однако голодный эгоизм начинает бушевать через некоторое время. Это очень уродливое и многоликое страшилище. Без еды ему тяжело. Но и удовлетворение собой тоже неотъемлемая его часть - оно вкрадывается везде, даже если незаметно. По мере продвижения оно то становится явнее то наоборот его трудно очень увидеть и необходимо посмотреть на свое сердце с другой стороны чтобы ухватить его. Об этом и Спаситель говорит - "не воструби перед собою", чтобы не окрасть самого себя в горней благодати. Падший ум везде доволен собой. Кстати еще замечал что именно от незаметного удовлетворения самим собой и своими делами возрастает страх, боязливость. Видел это и в себе и в других. Самодовольство сильно подстегивает добиваться результатов и занимать должности либо просто свои места в обществе. Это церковный бич.  Большие массы людей в церкви довольны своими "правилами" / обрядами и прочей внешней лабудой. Причем не просто довольны в слепой вере что это малое внешнее их спасает, а удовлетворяют свой эгоизм этими внешними делами,и, наевшись враг их усыпляет. Все знают их непробиваемость... Кстати кто не понимает о чем речь, не схватывает, тому надо зарубить это на носу. И в пору подумать в какую трубу улетели церковные годы? Мы так же знаем к чему приводят попытки будить таких усыпленных, удовлетворенных своей религиозностью - Христа убили, святых гнали. Так оно и продолжается. Для дьявола ведь это самые удобные дети - засорять церковь ими, а потом за них поносить её. Будем беречься от удовлетворения своей духовностью. Пока Бог не избавил от телесной смерти, нечем и быть довольным...

ученица

  • Сообщений: 70
  • Обратися, душе моя, в покой твой
    • Просмотр профиля

Re: Враг внутри нас или о самости
« Ответ #277 : 19 Октябрь 2016, 03:36:43 »
Христос никого рабом не называл. Сдаётся мне, что это словечко "раб" специально ввели в обиход реакционные попы, дабы  легче манипулировать толпой.  :wink:

Для Бога человек никак не раб, а соратник, сотворец, которым человеку ещё предстоит стать.

Христос никого "рабом" не называл, но Он сказал:
"Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, чтó должны были сделать". Лк 17:10

Также и Павел в одном из посланий, где пишет о рабах и свободных - что любой раб-христианин, он на самом деле свободный, и любой свободный христианин, он на самом деле "раб Христов". Так что "реакционные попы" тут совсем ни при чем.  :-)

Мирской человек всегда оскорбляется на это "раб", ну и пусть. Наша мудрость не от мира сего.

Pavel

  • Сообщений: 388
    • Просмотр профиля

Re: Враг внутри нас или о самости
« Ответ #278 : 19 Октябрь 2016, 03:59:41 »
А по-моему  имеет смысл сначала заглянуть в греческий словарь и посмотреть, что по-ихнему значит "раб"... У меня нет такой возможности, но один священник в переписке сказал мне. что по-гречески "раб" означает нечто иное, чем мы привыкли понимать (к сожалению, он не уточнил и на этом переписка прервалась).

И Док не так уж и не прав... НЕужели  вы думаете,  что за 2000 лет в Писании не изменили ни одной  точки? :)

ученица

  • Сообщений: 70
  • Обратися, душе моя, в покой твой
    • Просмотр профиля

Re: Враг внутри нас или о самости
« Ответ #279 : 19 Октябрь 2016, 05:18:48 »
Pavel, я вообще в "богодухновенность" Писания целиком не верю... там полно человеческого. НО не в этом случае имхо. Апостол Павел ясно пишет, что Христос купил нас. А это и значит "раб" - тот, кого купили.

"И поэтому вы уже не свои. Вы куплены дорогой ценою." - кровью Христа. Это и значит, что мы - рабы Христа, потому что Он нас купил. Это в идеале! Это если мы на самом деле "умерли, и живёт в нас Христос". Как раз в к слову о самости. Если "самость" в нас умерла, то мы рабы Христовы. А если самости в нас ещё полно, то мы рабы века сего и князя века сего, даже если называемся христианами.

Да это честь - быть рабом Христовым, по настоящему!

ученица

  • Сообщений: 70
  • Обратися, душе моя, в покой твой
    • Просмотр профиля

Re: Враг внутри нас или о самости
« Ответ #280 : 19 Октябрь 2016, 05:30:17 »
Иеромонах Клеопа поставил у себя в ЖЖ интервью своего старца архимандрита Дионисия  американскому религиоведческому журналу.  Интервью хорошее.

http://m-kleopas.livejournal.com/14614.html

У меня вопрос-предложение. Сможем ли мы обсудить (не осуждая и не превознося) это интервью так, чтобы увидеть его сильные и слабые стороны?.. :)

Интервью очень хорошее. Спасибо.

Особенно вот что понравилось, чего я никогда раньше не слышала, что не Христос преобразился, а преобразилось зрение учеников:
Цитировать
Господь призывает нас к преображению. Он хочет дать нам Свою реальность, наше настоящее «я», которое мы потеряли. В духовной жизни, особенно в монашеской, эту самость в действительности можно преобразить, так же, как, когда ученики, последовавшие за Христом на гору Фавор, были свидетелями о преображения Его тела в Свет. Многие святые отцы толкуют этот момент, что в действительности преобразилось не тело Христа, а зрение его учеников. Потому что в тот момент их зрение преобразилось так, чтобы они смогли узреть Христа таким, каким Он был всегда – сияющим, полным Света.

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Re: Враг внутри нас или о самости
« Ответ #281 : 19 Октябрь 2016, 15:47:30 »
ученица, УМНИЧКА...!
Храни вас Бог!

awass

  • БУДЬ!!!
  • Сообщений: 3
    • Просмотр профиля

Re: Враг внутри нас или о самости
« Ответ #282 : 06 Декабрь 2016, 17:47:17 »
"И поэтому вы уже не свои. Вы куплены дорогой ценою." - кровью Христа. Это и значит, что мы - рабы Христа, потому что Он нас купил. Это в идеале! Это если мы на самом деле "умерли, и живёт в нас Христос". Как раз в к слову о самости. Если "самость" в нас умерла, то мы рабы Христовы. А если самости в нас ещё полно, то мы рабы века сего и князя века сего, даже если называемся христианами.
Оригинально, скупать духовность!!! Поэтому естественно, когда не можешь быть Его Братом, становись Его рабом. Удивительно, каков извращенец - Павел. Хотя, понять Творца Церкви можно, а для этого и Христом можно пожертвовать
Наши знания УБИВАЮТ наши возможности

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Враг внутри нас или о самости
« Ответ #283 : 07 Декабрь 2016, 23:37:09 »
Цитировать
19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
20 Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

А кто свою жизнь не погубил, и так делом не отдал себя Богу в полноте - он и храмом Святого Духа не стал, и не куплен.
https://www.youtube.com/watch?v=cOZnE0eTAA0
Кто же Божий - тот не свой, ни телом, ни душой.  А цена - известна...

Так что апостол - не извращенец.
В общем и целом - это соответствует Евангелию. Даже я на это не ругался в своё время... :) А это - показатель... :)

А вот ученица - это да... :)
Но всё правильно.
Потому что куплены у закона, который не спасает. От закона в благодать - в действие Божие в нас.
Это в вас гордость так прёт... :) Это нормально, у всех прёт.... что раб не нравится. (Потому что в сына ещё пока не выросли.)
Либо раб греха... либо - отдал себя Богу.
Можно стать другом, когда Господь откроет всё. Можно уподобиться Сыну, когда Господь станет жить в душе.
Можно стремиться и просить, но самому это сделать невозможно. Это Бог может сделать, не мы. Кому уготовано.
« Последнее редактирование: 07 Декабрь 2016, 23:53:12 от Краевед »
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Враг внутри нас или о самости
« Ответ #284 : 08 Декабрь 2016, 02:31:31 »
Если раб Христов, то предельно хреновый, плохой, нетрудоспособный. Лукавый "от природы". Не раб вобщем-то, а дармоед охреневший, который еще и ропщет на удары, которые призывают его сделать усилие и стать как сын. Мне поэтому не нравится это словосочетание, которые везде все лепят. Кажется про Моисея где-то в писании есть слово "раб". Вот это самое то. Когда была еще сила закона над оправданием Христовым, тогда были рабы. Хотя сейчас синагога открещевается от любой рабской идеологии и сьавит рабское мышление в пику всем христианам. Что кстати очень справедливо, поскольку при апостолах такого самоопускания и лживого смирения трудно было представить, сама благодать расправляла горбатые спины. Да и сейчас добрый раб, хотя бы слабое подобие Моисея, почти сразу становится как сынишка. Хотя бы система духовничества и вдолбила ему что он раб, и он продолжал бы по инерции до гроба так себя называть. Пускай и трудный, блудный, и развращенный, но сынок, которому предстоит еще много розг. Потому как Спас, когда видит хотя какую продолжительность в рабских усилиях, уже за малое испытание шлет свой обручающий себе огонь (св. Духа)