Исихазм

Автор Тема: Враг внутри нас или о самости  (Прочитано 126667 раз)

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Враг внутри нас или о самости
« Ответ #45 : 25 Июнь 2008, 11:25:10 »
Хорт, именно это тут сейчас и приводится к общему знаменателю :-)
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

Re: Враг внутри нас или о самости
« Ответ #46 : 25 Июнь 2008, 11:27:40 »
Иоанн Лествечник писал(пытался найти поиском по электронной версии книги, но не нашел, неужели почудилось?) помоему, что дерзнувший одним махо, не потрудившись, забраться на самый верх лествицы духовного восхождения зря тщится...
Имхо, это очень опасно, идти надо постепенно, как говорит Alexander по чуть чуть ослаблять путы страстей, самости, зла...рвануть эти путы, что есть сил, так можно и кусок мяса выдернуть и умереть, бо очень они в нас укоренены...
Да и от гордости это желание, имхо, и от тщеславия....наше дело хранить ум, трезвиться и молится, звать Господа, а Он придет в свое время...лишь бы мы на тот момент бодрствовали, а то и пропустить можно...я так думаю....

Цитировать
Мне кажется, тут у каждого свое определение этого слова, отсюда и непонимание.

мне вот тоже так кажется...проблема в том, что внутренние процессы плохо поддаются описанию и вполне возможно, что мы под "самостью" подразумеваем разные реалии внутренней жизни...но на то он и форум, чтобы обсуждать, главное слышать собеседника....

С уважением....
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: Враг внутри нас или о самости
« Ответ #47 : 25 Июнь 2008, 11:36:43 »
Цитировать
Мне кажется, тут у каждого свое определение этого слова, отсюда и непонимание.
мне вот тоже так кажется...проблема в том, что внутренние процессы плохо поддаются описанию и вполне возможно, что мы под "самостью" подразумеваем разные реалии внутренней жизни...

Боюсь дело намного хуже - многие просто не представляют себе, что такое самость - дышат ею как воздухом... И очень боятся встретится с ней лицом к лицу. Не зря эгоизм часто называют Драконом.

А знаете что в первоначальных версиях истории о сражении св. Георгия с драконом, воитель не убивал зверя а усмирял его силой Креста?

hort

  • Сообщений: 10
    • Просмотр профиля

Re: Враг внутри нас или о самости
« Ответ #48 : 25 Июнь 2008, 11:42:39 »
Цитировать
Вопрос: Каков характер самости? Как она проявляется внутри человеческой личности?

Ответ: Когда мы не доверяем. Самость рождается, когда мы другим не доверяем. Когда мы боимся других, когда нам нужно оружие против других, тогда нам необходимо иметь своё «Я»...

...Это всего лишь средство моей самозащиты, как если бы я был на войне, как если бы каждый встречный был бы мне врагом, и я пекусь единственно о том, чтобы одержать победу.

По некоторым моментам из объяснений старца видно, что самость - это страх, точнее это, вот, тот цветок, который питается страхом, это его почва. Страхом утраты и страхом смерти в общем. А страх замещается неким сном души, забвением себя, небодрственным состоянием в котором человек, как бы, находится под властью своих и "своих" в кавычках метаний ума и отождествления с внешним миром со всеми его правилами. Человека как бы и нет, а есть эта самость, как плен души. И тогда разбить эту скорлупу сразу не то, что нельзя, а просто невозможно. 

Helicon

  • Сообщений: 434
    • Просмотр профиля

Re: Враг внутри нас или о самости
« Ответ #49 : 25 Июнь 2008, 12:44:58 »
Даю определение (хотите - принимайте, хотите - нет):

Самость (или - собь) это любовь к своему собственному, и любовь к мирскому.

Возникновение соби у человека описывается исмволически в книге Бытие творением Евы из ребра Адама. Из ребра, по той причине, что кость есть самой относительно нежизненной составляющей человеческого тела, а ребро - кость, наиболее близко расположенная к сердцу - сосредоточию и соответсвию любви у человека.

Из этих двух составляющих, любовь к мирскому менее противоположна к подлинной, святой Любви в человеке, нежели любовь к своему собственному, ибо любовь к мирскому антагонистична любви ко ближнему, любовь же к своему собственному антагонистична любви к Господнему.
Вера не становится верой у человека, если она не делается духовной; духовной же она не делается, если не делается предметом любви; а делается она тогда, когда человек любит жить жизнью истины и добра, то есть, жить согласно тому, что предписано в Слове

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Враг внутри нас или о самости
« Ответ #50 : 25 Июнь 2008, 12:47:17 »
Верно замечено, что самость всегда живет страхом. Страх человека за себя, вот это "а вдруг?" " а если?" ведет его к Богу. Этот страх очень многолик, он может превращаться в покой, в видимость внутренних перемен и т.д. Человек отделяет себя как бы стеклянной стеной от внешнего мира, но... Наступает миг, когда  притаившаяся самость взрывается. Потому что и во внешнем мире и в псевдовнутреннем мире, укрывшемся за "стеклянной стенкой", всегда господствует тайный (или явный) страх.
"Наступит день, поставлены будут престолы на судилище страшнем... Ангелы грозные встанут..."
И вот взамен стеклянной стены, разбитой вдребезги очередным взрывом, через какое-то время лихорадочно громоздится новая, чистая и прозрачная. До нового взрыва.
« Последнее редактирование: 25 Июнь 2008, 13:01:12 от Антиквар »

hort

  • Сообщений: 10
    • Просмотр профиля

Re: Враг внутри нас или о самости
« Ответ #51 : 25 Июнь 2008, 13:38:36 »
Самость (или - собь) это любовь к своему собственному, и любовь к мирскому.

Любовь к собственному/мирскому - это неверие в какую-то еще жизнь, кроме этой жизни, а вместо этого постоянный страх, страх смерти, говоря обще, а частные его проявления - страх потери (положения в обществе, материальных ценностей, близких людей и т.д.) всего того, что в случае утраты, всегда напоминает о нашей смертности. Против страха выращивается защита, которую, видимо, можно назвать и личностью. Тем, что в мире принято называть личностью. То есть - это личность, уродливая личность, все стремления которой, направлены на то, чтобы бесконечно совершенствоваться в искусстве самозабытья в эгоизме, самообмане, привязанностях, поисках постоянства и т.д. Искусство - не имея веры, не помнить и о смерти. Самость не есть "стеклянная стена" или какая-то отдельная эмоция, что-то внешнее или внутреннее, но это сам человек, каким он себя сделал, живя в страхе и войне. Стену можно разбить, но человеку нечего разбивать в себе, можно лишь начать менять себя. Такие мысли.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Враг внутри нас или о самости
« Ответ #52 : 25 Июнь 2008, 14:02:32 »
человеку нечего разбивать в себе, можно лишь начать менять себя. Такие мысли.

Ну а что значит "менять себя"? Менять себя в переводе на посвседневный язык - это от чего-то отказываться. От определенных действий, от помыслов и т.д. и т.п. И временами это как будто удается. Но раз за разом человек приходит к все к тому же разбитому корыту - с теми же поступками, помыслами и т.д. Возникает (раз за разом) вопрос: почему? И возможна ли все-таки перемена или это просто выдумки?
Ответ: это страх. Что движет желанием человека меняться? Страх перед миром и страх перед загробными муками (да, эти страхи могут принимать разные формы, маскироваться, но это все-таки они). То есть страх за себя.
И если едешь на этом страхе какое-то время, то в какой-то момент этот страх все равно тебя сбросит и в очередной раз потопчет копытами. Вот, собственно и вся перемена.
 

hort

  • Сообщений: 10
    • Просмотр профиля

Re: Враг внутри нас или о самости
« Ответ #53 : 25 Июнь 2008, 14:21:21 »
Вопрос: Самость часто характеризуется в духовной литературе, как искусный и предприимчивый противник, способный обернуть любую ситуацию в свою пользу лишь бы воспрепятствовать нашему духовному продвижению. Какое, по Вашему мнению, самое главное качество в человеке, которое может помочь ему одержать победу в борьбе с этим ловким и постоянно изменяющимся врагом.

Ответ: Покаяние. Признание наших ошибок и грехов. Это самое большое, что мы можем сделать. Но признать наши грехи не для того, чтобы преуспеть в чем-либо ещё, но только для того, чтобы увидеть правду о себе самих.

hort

  • Сообщений: 10
    • Просмотр профиля

Re: Враг внутри нас или о самости
« Ответ #54 : 25 Июнь 2008, 14:23:45 »
И так далее. Там же много в этом интервью об этом.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Враг внутри нас или о самости
« Ответ #55 : 25 Июнь 2008, 14:32:36 »
О покаянии и здесь много говорилось. Но признание ошибок и грехов не равнозначно покаянию. Это признание не избавляет от самости, что бы мы под ней ни понимали. И, напротив, иногда это признание лишь добавляет сил этой самой самости...
А покаяние, та самая перемена ума, остается вне пределов этого замкнутого круга.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Враг внутри нас или о самости
« Ответ #56 : 25 Июнь 2008, 15:03:31 »
Итак, мы выявили две стороны самости. Одна, очевидная, представляет самость как направленность на себя, любимого, находящегося в центре мира. Другая - способ организации (падшего) человека, без которого, пока человек не преображен, не будет и самого человека. И это все одна самость... И получается, если человек борется с самостью, он борется сам с собой - при помощи самости. Это порочный круг любой аскетики, если она без благодати и без укрепления свыше.

Я уже неоднократно говорил, что аскетика - только развивает самостные свойства человека, и аскетические приемы могут быть направлены на достижение любой цели. Мне кажется, это положение не услышано. Не услышано потому, что ломает сложившееся отношение к аскетическим упражнениям - как божественным заповедям (в интервью) - в среде того же монашества.

Вслушайтесь. Аскеза (сама по себе) только развивает самостные свойства человека. Неправильная аскетика человека разрушает. Аскеза, оторванная от любви, человека губит. И при этом аскеза остается одной из основных двигающих сил монашества. Человек борется со своими недостатками - и на этой борьбе его самость развивается. Развивается в том смысле, что часто становится тоньше, незаметнее - и при этом сильнее и больше. Аскеза - характернейший пример профессионального развития самостных свойств. "Знаменитый" дуальный ум должен сделать сбой на этом положении... :)

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Враг внутри нас или о самости
« Ответ #57 : 25 Июнь 2008, 15:55:09 »
  Знаете. Александр! Всю аскезу за нас делает Благодать Божья, это надо понимать, мы только можем подвизаться и направлять ее к Богу, прекрасно осознавая что сами себе и роста ни на мм.прибавить не можем. Думаю и в монашестве не из самости встают на подвиги, а из-за волевого стремления души к Богу.
    Бог сам ведет.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: Враг внутри нас или о самости
« Ответ #58 : 25 Июнь 2008, 16:09:33 »
iunija, это процесс двустороний - надо понимать, что ту часть которую следует сделать нам, никто, даже Господь - за нас не сделает.

Helicon

  • Сообщений: 434
    • Просмотр профиля

Re: Враг внутри нас или о самости
« Ответ #59 : 25 Июнь 2008, 16:59:49 »
Собъ у человека разрушается постепенно, долго, мучительно. Это, на самом деле, долгий и болезненный процесс. Инструменты для этого разные, но самый главный - это уничижение. Уничижение себя беред Господом, через уничижение себя перед ближним. Собь желает, чтобы весь мир ей служил, все небеса, и, если возможно, и Сам Господь. Чтобы преодолеть это, человек сам должен стать слугою, и обратить свою жизнь в служения перед Господом. Но Господу человек непосредственно служить не может (Абсолютный и Самодостаточный Творец ни в чьём служении не нуждается по определению, и наоброт, всякому по Высшей своей Любви служит), но человек может служить Ему через служение ближнему. Именно об этом нам говорит евангельская история об омовении ног: "Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете." - "кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий–как служащий."

Только служение в уничижении может утеснить собъ в человеке. Когда человек обращает собь свою в раба служений другим, не оставляя ни малейшего просвета для проявления её сущности, только тогда она из хозяина в нём обращается в раба у Господа.

Это и есть подлинная аскеза - служить другим за счёт своего, и чем совершеннее такое служение, тем совершеннее и духовный подвИг (именно подвИг, а не пОдвиг в его нынешнем разумении).

Самое большое и опасное заблуждение, в которое может впасть человек, это вера в то, что он может служить Господу непосредственно, а не исключительно через служения ближнему. Ибо ничто так дьявольски не надмевает собъ человеческую, как представление об избранности своего служения. Это ещё опаснее и губительнее духовно, чем представление о личной избранности.

Кстати, бывает, что любовь к собственному жертвует любовью к мирскому, ради максимального самоутверждения через, вроде бы, "духовное". И тогда человек обращается в гораздо более страшнную обитель демонов, чем до того был, по евангельской притче, о выметенном доме, куда вселяются демоны всемеро худшие.
Вера не становится верой у человека, если она не делается духовной; духовной же она не делается, если не делается предметом любви; а делается она тогда, когда человек любит жить жизнью истины и добра, то есть, жить согласно тому, что предписано в Слове