Образ борьбы в аскетике (любой, не только православной) - один из самых распространенных. Борьба с помыслами, борьба со страстями, умерщвление страстей, умерщвление тела - на этом поприще сделано так много, об этом так много сказано... Чем грубее аскеза, тем прямолинейнее приемы борьбы, которые становятся откровенным самоистязанием.
И вот зреет понимание, что грубые приемы борьбы оказываются неэффективными. Оказывается, борьба с помыслами только усиливает помыслы, борьба с физическим телом только ослабляет тело, делает его слабым и болезненным. Борьба со страстями... самый закрепленный образ. И здесь просачивается понимание, что цель в изменении душевных сил не умерщвление страстей, а их преображение. А ведь об этом говорил еще давным-давно прп.Григорий Палама.
Так что, борьба не нужна? Очень даже нужна, но она должна носить подчиненный характер, если мы хотим преображения, а не самоистощения... Первостепенной задачей всегда была созидательная работа: призыв Божьей благодати, которая очищает и изменяет нас. Борьба - подготовительный этап, борьба - это и защита в период созидательной работы. Но борьба - сама по себе - разрушительна. Боремся с телом - разрушаем тело, боремся с помыслами - усиливаем их, боремся со страстями - иссушаем и ожесточаем душу. В центре должна стоять благодатная созидательная работа, и тогда борьба позволит расчищать пространство для созидания в духе.
Самость стоит особняком. Святые отцы больше говорили о гордости - основной страсти человека. Если кто-то предоставит исследование по этому вопросу (самости), хотя бы начиная с свт.Феофана, было бы хорошо. Похоже, тема самости в православной аскетике практически не раскрыта. Или я ошибаюсь?
Самость, подменяющая истинное я человека, должна исчезнуть. И вот вопрос: только в борьбе и разрушении должна исчезнуть (раствориться или преобразиться) самость или, прежде всего, в созидательной работе над собой? Для меня очевидно, что созидательная работа, выполняемая в человеке Духом и выполняемая человеком под водительством Духа, первична. И в этой созидающей работе первичен Святой Дух. Борьбе же следует отвести подчиненное место.
Однако, и сама-то борьба с самостью очень специфична, потому что очень легко может ее усиливать и развивать. Это усиление самости произойдет каждый раз, когда человек для борьбы с ней будет использовать собственные (всегда самостные) силы. Самость коварна, и каваллерийская атака на нее не поможет.
Борьба - громкие кимвалы, борьба требует победы, борьба не терпит поражения. А созидает и пересотворяет человека любовь. Это азы жизни во Христе, и почему-то их постоянно забывают.
(Противоестественна не только самость, противоестественно само состояние падшего человека, поэтому человек себя и губит. Человек грешен, человек смертен, но это никак не означает, что он должен из-за этого факта убиться об стенку.)