Исихазм

Автор Тема: Тишина ума - взгляд со стороны  (Прочитано 56858 раз)

Irina

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Re: Тишина ума - взгляд со стороны
« Ответ #60 : 24 Февраль 2009, 23:10:48 »
Мой вопрос к знающим и практикующим.

Как вы считаете...
Можно ли использовать святоотеческий опыт каким-то образом в школьной педагогике?
При этом учитывая светскость нашего образования.

Я имею в виду целенаправленное развитие в ребёнке  так называемых навыков саморегуляции.

Я понимаю, что молитва сама по себе имеет силу, она одухотворяет.
Но ведь это ещё и отличная техника.




Наверное, вопрос как-то по-другому должен звучать.

Мне кажется, что  не стоит молитву воспринимать как  просто «отличную технику», чтобы потом, возможно, еще и построить на святоотеческом опыте методику. Ведь это может вести к профанации того же опыта.

В наш век очень много существует техник и методик по работе с детьми, их самоорганизации и развитию.

Исихазм – образ жизни. Молитва в первую очередь должна быть направлена на саму себя (если можно так сказать). А вот как это проявляется в работе с детьми – уже совершенно другой вопрос. Много чего интересного можно почерпнуть из этого опыта.

Умка

  • Сообщений: 284
    • Просмотр профиля

Re: Тишина ума - взгляд со стороны
« Ответ #61 : 28 Февраль 2009, 10:34:09 »
Простите за иронию... но спрошу... когда мы строим педагогическую модель то помимо научного подхода к этому мне кажеться будем уместным прежде всего спросить у себя...а вот я в детстве хотел бы следовать такому обучению?...



А почему сразу возникает ирония?
Интересно, какой смысл  Вы лично вкладываете  в эту педагогическую модель.
Вроде мной тема-то ещё не раскрывалась.
Хотя соглашусь, что в первую очередь полезно и важно ставить себя в то, что  моделируешь для кого-то.

Умка

  • Сообщений: 284
    • Просмотр профиля

Re: Тишина ума - взгляд со стороны
« Ответ #62 : 28 Февраль 2009, 10:45:37 »
Можно ли использовать святоотеческий опыт каким-то образом в школьной педагогике?

Я думаю, опыт духоносных людей можно применять в любой области. Если речь идет о школьной педагогике, то школьный педагог должен применить его к себе. Тогда, в случае удачного применения,  если опыт будет усвоен естеством, а не только мозгом - станет возможной передача этого опыта детям. Вернее, он будет  передаваться сам собой, без усилий, от сердца к сердцу.



Спасибо!
Соглашаюсь с Вами полностью. Начинать надо с себя…

И я  понимаю, что всё упирается в личность педагога и это отдельная тема.

И всё-таки мне интересна идея некой  педагогической системы.
 Можно ли её построить с применением этого накопленного опыта, каких-то элементов.

…Есть ли у этой темы перспектива…

Алёша

  • Сообщений: 31
    • Просмотр профиля

Re: Тишина ума - взгляд со стороны
« Ответ #63 : 28 Февраль 2009, 11:30:38 »
У св. Феофана затворника много мыслей на тему воспитания детей. Встречал отрывки из этих трудов в книге "Жизнь и учение святителя Феофана затворника".

Умка

  • Сообщений: 284
    • Просмотр профиля

Re: Тишина ума - взгляд со стороны
« Ответ #64 : 28 Февраль 2009, 11:31:00 »
Irina:
Наверное, вопрос как-то по-другому должен звучать.




Хорошо.
Насколько мы все живы?

Ребёнок входит в мир живым, а что делает с ним среда ? Каковы качества среды?
Сплошь и рядом автоматизм в мыслях, действиях…в жизни.
Автоматизм экономит силы, это удобно, проще.
Как сохранить живое в ребёнке?

Проходит большая часть жизни  и только потом человек начинает понимать, что что-то не так.
Я о себе, например, говорю.
Возникает ощущение, что самые ключевые моменты жизни не осознаны, в каком-то полусне прожиты.
А кто-то и вообще  не просыпается.

Мной не так много прочитано, чтобы всё обобщать, но опыт «внутрьпребывания»  например,  Феофана Затворника кажется очень полезным.
 Обратиться к себе самому, заинтересоваться собой – это же первый шаг к сознательности, цельности.
Что делать со своим воображением, механизм возникновения помыслов, научиться управлять своим вниманием наконец…столько всего ценного.
Сам ребёнок для себя, понятно дело, не сможет это организовать.
Так почему не повернуться лицом  к этому вопросу педагогике?

Умка

  • Сообщений: 284
    • Просмотр профиля

Re: Тишина ума - взгляд со стороны
« Ответ #65 : 28 Февраль 2009, 11:31:53 »
У св. Феофана затворника много мыслей на тему воспитания детей. Встречал отрывки из этих трудов в книге "Жизнь и учение святителя Феофана затворника".

Со-гласие)))

Irina

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Re: Тишина ума - взгляд со стороны
« Ответ #66 : 28 Февраль 2009, 12:49:21 »
Умка, невозможно воспитывать детей и привить им какой-либо опыт, не имея такового опыта самим.
Вот вам что- то увиделось, открылось.Может и нужно начать разбираться в себе?
"Идея некой педагогической системы" без живого опыта обречена на ту же мертвенность.  И наоборот, при полученном внутреннем опыте можно использовать уже имеющиеся методики для воспитания детей. Ведь нужно же, чтобы в них развивался и ум, и чувства и тело.
Изменение происходит тогда, когда ребенок погружается в определенную среду и уже не мы влияем на ход его внутреннего развития, а Господь ведет его. И то, у ребенка всегда есть свой выбор.
Вот для вас, Умка, какое практическое значение имеет данный "педагогический вопрос"? Или же это просто желание порассуждать?

Извините, если немного сумбурно написано.

   

Умка

  • Сообщений: 284
    • Просмотр профиля

Re: Тишина ума - взгляд со стороны
« Ответ #67 : 02 Март 2009, 09:25:30 »
Irina

Я знаю, что преобразовывать что-то во внешнем можно лишь одним путём - через себя, через собственное внутреннее изменение и т.д.

Сложилось впечатление, что что-то в этом есть, есть зерно.
По поводу практического применения.
С одной стороны я уже не в школе, а на момент работы в ней делалась попытка изучить святоотеческий опыт именно с целью практического применения некоторых моментов. Потом обстоятельства жизни изменились и профессиональный интерес уже не связан напрямую с педагогической психологией.
 Прочитанное у Ф.Затворника, Никодима Святогорца привело к мысли, что там есть советы, которые  как основы гигиены, гигиены жизни должны быть частью воспитания.

Кстати, один из советов святых старцев: не оставлять дела оборванными, незавершёнными.
Может я здесь найду ответ на свой вопрос, а дальше будет видно.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Тишина ума - взгляд со стороны
« Ответ #68 : 02 Март 2009, 09:57:23 »
Умка
***Сложилось впечатление, что что-то в этом есть, есть зерно.***

Это суть. И это неоспоримый факт. Когда получаешь такой опыт вначале, то удивляешься и даже думаешь, что он может быть случайным. А затем жизнь становится сшитой из таких опытов: совершенная работа внутри себя распространяется на других людей и и на дела. Живя внутренней молитвенной жизнью, строишь и жизнь внешнюю: и личную, и семейную, и в обществе.

Умка

  • Сообщений: 284
    • Просмотр профиля

Re: Тишина ума - взгляд со стороны
« Ответ #69 : 02 Март 2009, 12:09:56 »
Умка
***Сложилось впечатление, что что-то в этом есть, есть зерно.***

Это суть. И это неоспоримый факт. Когда получаешь такой опыт вначале, то удивляешься и даже думаешь, что он может быть случайным. А затем жизнь становится сшитой из таких опытов: совершенная работа внутри себя распространяется на других людей и и на дела. Живя внутренней молитвенной жизнью, строишь и жизнь внешнюю: и личную, и семейную, и в обществе.

Да.
Интересно бывает наблюдать внутри себя, за собой.
Если брать уровень речи....
Когда идёт собственная  речь, обращённая к кому-то, то слова просто правильные, не пропитанные собственной жизнью кажутся просто неуклюжей формой, пустыми и лишними.

И как правило они  воспринимаются слушающим поверхностно, не растворяются.
Я имею в виду реальное общение.
...
Это всё приводит к мысли...насколько мир людей на самом деле жив.

« Последнее редактирование: 02 Март 2009, 12:35:34 от Умка »

Умка

  • Сообщений: 284
    • Просмотр профиля

Re: Тишина ума - взгляд со стороны
« Ответ #70 : 02 Март 2009, 12:33:10 »
***Сложилось впечатление, что что-то в этом есть, есть зерно.***

Имелось в виду зерно... в смысле практического применения святоотеческого опыта.

Продолжу.

Мне показалось очень мудрым и грамотным  начать работу над собой  или воспитание ребёнка именно с тела
(по Ф.Затворнику)

Постепенное преодоление инертности тела или наоборот, излишней подвижности (гиперактивности).

Умение выполнять действия по команде в игре (подчиняться для начала внешнему, чтобы потом научиться  управлять собой уже изнутри).

Приучение к умеренности, закаливание в конце концов.

Через "телесное"  постепенно у ребёнка развивается произвольность. Он учится управлять собой.

Начиная с простого, элементарного... постепенно переходить к более сложному, так называемым высшим психическим функциям: вниманию, мышлению, воображению.
Тогда ребёнку  легче будет направлять и удерживать внимание на уроке и т.д.

Это очень похоже на  естественный, последовательный путь становления.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Тишина ума - взгляд со стороны
« Ответ #71 : 02 Март 2009, 12:56:27 »
Повторю. Практическое применение святоотеческого опыта не в приемах, а в проживании его.

И на уровне речи. При личной молитве открываются большие глубины, а проговаривая (другим), мы можем войти в эти глубины и черпать из них знания. Это будут уже опытные знания - и действенные для восприятия.

И через тело, и через душу. Безусловно, детей следует приучать к сдержанности и умеренности.

В т.н. православном воспитании детей часто приходится встречаться с фальшью, поскольку воспитатели не имеют той чистоты, от лица которой воспитывают, поэтому они больше мучают детей морализаторством, давят правилами, держат страхом. Посему учить сдержанности и умеренности - на своем опыте. Ибо, если вспыльчив, криклив, обидчив и покушать любишь, то как будешь учить детей сдержанности, прощению или правилам поста? Дети не услышат и не поверят. И на ханжескую мораль не поддадутся.

Irina

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Re: Тишина ума - взгляд со стороны
« Ответ #72 : 02 Март 2009, 13:19:02 »
Повторю. Практическое применение святоотеческого опыта не в приемах, а в проживании его.

И на уровне речи. При личной молитве открываются большие глубины, а проговаривая (другим), мы можем войти в эти глубины и черпать из них знания. Это будут уже опытные знания - и действенные для восприятия.

И через тело, и через душу. Безусловно, детей следует приучать к сдержанности и умеренности.

В т.н. православном воспитании детей часто приходится встречаться с фальшью, поскольку воспитатели не имеют той чистоты, от лица которой воспитывают, поэтому они больше мучают детей морализаторством, давят правилами, держат страхом. Посему учить сдержанности и умеренности - на своем опыте. Ибо, если вспыльчив, криклив, обидчив и покушать любишь, то как будешь учить детей сдержанности, прощению или правилам поста? Дети не услышат и не поверят. И на ханжескую мораль не поддадутся.

Полностью согласна со сказанным.

Приведу самый простой пример из моей небольшой ( в смысле "умного подхода") практики общения с детьми.

Был среди детей один непослушный мальчик. Слишком гиперактивный и вредненький. Управы среди медперсонала ( дело происходило в больнице) на него не было. Бесполезно было его ругать и прививать "правила хорошего тона". На него кричали, его наказывали - бесполезно было. Так вот принялся этот мальчик всякие вредности мне устраивать. Делал все, чтобы спровоцировать на крик, на ругань. Несколько дней пытался проделывать "всякие штучки". Понимая это, старалась быть спокойной и доброжелательной, но изнутри. И как помню, не было внутренней  злости и раздражения. Мальчик это хорошо понимал, чувствовал. В итоге подошел ко мне и сказал: "Все,сдаюсь, как я не пытался вас рассердить, у меня не получилось." С тех пор началось кардинальное его изменение. И ему это нравилось. Помню, когда приходил из дома с выходных, рассказывал мне о своих успехах и о реакции родственников. И радость была в нем и понимание того, что делает и желание дальше следовать этому пути.

Умка

  • Сообщений: 284
    • Просмотр профиля

Re: Тишина ума - взгляд со стороны
« Ответ #73 : 02 Март 2009, 14:38:10 »
Повторю. Практическое применение святоотеческого опыта не в приемах, а в проживании его.

И на уровне речи. При личной молитве открываются большие глубины, а проговаривая (другим), мы можем войти в эти глубины и черпать из них знания. Это будут уже опытные знания - и действенные для восприятия.


Глубина дух захватывает))))



SrgK

  • Сообщений: 604
    • Просмотр профиля

Re: Тишина ума - взгляд со стороны
« Ответ #74 : 02 Март 2009, 17:58:21 »
Глубина дух захватывает))))

Вы же сами про св. отцов заговорили, а не про саморегуляцию, как таковую.
А такие ответы, по-моему,  как раз в духе с.о.: идти сразу как можно выше (глубже),  не обращая внимания на открывающиеся по сторонам красоты. Например, совершенная концентрация во время урока для с.о. - излишество.
« Последнее редактирование: 02 Март 2009, 18:12:08 от SrgK »