Исихазм

Автор Тема: Рудольф Штайнер и Теософское Общество  (Прочитано 17777 раз)

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

Поскольку в соседней теме мы общими стараниями ушли в офф-топ, сначала по поводу митр.Антония, а затем по поводу причин разрыва отношений Штайнера с Теософским обществом, брат Келейник, движимый праведным желанием спасти тему от такого бесчинства и не менее праведным желанием докапаться до истинных причин ухода Штайнера предложил открыть новую тему, что я с радостью и делаю.

Брат Келейник писал:
Цитировать
Если хочешь - открой отдельную тему про Штайнера и я напишу, как все там было, согласно моему пониманию. Только сделаю это нескоро потому что некоторое время не буду дома. Сам я кстати, в той ситуации безусловно оправдываю Штайнера. Но там речь шла, насколько я знаю, не о Иисусе Христе и Его "cтатусе", но о Будде Майтрее.

Первый раз я прочел об уходе Штайнера из Теософского общества в 90-ых годах в предисловии к одной из его книг(тематика книги была - "христианская мистерия" или что то в этом роде, на черной оложке был изображен крест на Голгофе объятый огнем...), помнится там тоже говорилось, что то о расхождении в понимании значения Христа, но точно не помню,да и книги той уж давно как нет у меня.

Брат Келейник, вслед за самими авторами "Википедии" поставил под сомнение вот этот вот отрывок из Штайнеровской биографии на википедии:
Цитировать
В 1912-13гг был исключен из Теософского Общества, поскольку был христианином и отказался признавать Иисуса Христа всего лишь пророком, воплотившимся, якобы, вновь, на чем настаивало руководство Теософского Общества.
ссылка


Я нашел в сети только две биографии Штайнера написанные более или менее добротно и вот, что там говорится по этому поводу:
Цитировать
Но Штайнера, нашедшего среди теософов свою первую аудиторию, которой он мог передать сообщения о высших мирах, мало волновала собственно теософская доктрина. С самого начала своей деятельности в рамках Теософского общества (он вскоре стал генеральным секретарём его немецкой секции) Штайнер заявил, что основывает свои сообщения о духовных мирах исключительно на собственных исследованиях и потому оставляет за собой полное право говорить о них, что и как считает нужным. На этой основе сосуществование Штайнера с Теософским обществом продолжалось до 1913 года, когда центральное руководство общества провозгласило, что юному в то время Кришнамурти предстояло стать новым перевоплощением Христа (при полной непричастности самого Кришнамурти к этой абсурдной идее). Произошёл неизбежный разрыв, после которого Штайнер с группой учеников основал Антропософское общество, существующее и поныне.
Зильберберг Илья Иосифович. Рудольф Штайнер жизнь, учение, деятельность

Цитировать
Важнейшее место в его лекционной деятельности занимают лекции по христологии, в которых многосторонне освещаются значение Христа и мистерии Голгофы как центрального события в эволюции человечества. Различие в понимании значения Христа привело в 1913 г. к конфликту с руководством Теософского общества, в результате которого Штейнер с большой группой своих последователей был вынужден его покинуть.
ссылка

Пока версия авторов статьи в Википедии скорее, как мы видим, подтверждается...

Если у кого то есть дополнительная информация со ссылками на источник, проливающая свет на сии обстоятельства, мы с братом Келейником будем признательны за нее.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Re: Рудольф Штайнер и Теософское Общество
« Ответ #1 : 22 Август 2008, 18:21:58 »
Дионисий, я когда-то примкнул к антропософскому движению как раз из-за этой причины - что мол, там-то будет настоящее христианство. И если теософия - явный демонизм, то антропософия - демонизм тонкий, улавливающий тех, кто не попался на теософскую удочку. Пара-тройка прочитанных книжек не даёт представления обо всём наследии Штайнера. Мне кажется, что у него 95% правды и 5% лжи, которая не сразу видна. Я прочел почти всё из его наследия, что переведено на русский. Объём очень большой получается, поэтому сразу взять и рассказать, что же ложного я там увидел - не могу. Но - почитайте, например, его лекции ученикам, касающиеся духовных упражнений или ознакомьтесь с Макрокосмическим "Отче Наш" (перевёрнутой молитвой "Отче Наш"), или "Пятым Евангелием". 

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

Re: Рудольф Штайнер и Теософское Общество
« Ответ #2 : 22 Август 2008, 18:27:36 »
Дорогой Victor, не берусь в силу малокомпетентности давать оценку Штайнеру, но вполне доверяю Вашему мнению.
Я тоже против смешивания оккультизма с христианством, но тема создавалась не для того, чтобы возвеличить Штайнера, а для того, чтобы выяснить были "мини-гонения" на него из за его взглядов на значение Христа со стороны Теософского Общества или нет...и только для этого...

Спасибо, что поделились мнением!
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: Рудольф Штайнер и Теософское Общество
« Ответ #3 : 22 Август 2008, 19:38:08 »
Дионисий, формально, окончательный разрыв (исключение) произошел после того как Штайнер отказался допускать членов ордена Звезды (созданного для "продвижения" идеи, что Кришнамурти - перевоплощенный Иисус Назорей) на занятия и лекции "для членов общества" - мотивируя это тем, что настолько глубокое непонимание сути духовных процессов этими людьми, не позволяет ему говорить с ними о духовных вопросах.
Существует достаточно обширная, опубликованная переписка по этому вопросу, но если у Вас возникнут вопросы постараюсь помочь разобраться.

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

Re: Рудольф Штайнер и Теософское Общество
« Ответ #4 : 22 Август 2008, 23:01:33 »
Gior, а в сети есть где нибудь эта переписка?

Ну и пару вопросов, Вам и возможно Victor'у:

Насколько обязательным(не декларативно а на практике) для членов Теософского Общества тех времен было признание этой безумной и авантюрной идеи, что Кришнамурти новое воплощение Христа?

Все ли отцы(и матери) основатели и видные фигуры Теософского Общества были пленены этой идеей или кроме Штайнера были те, кто открыто высказывал несогласие и при этом оставался членом общества?

Не было ли со стороны сторонников "новоявленного миссии" провакаций на столь решительный разрыв в сторону Штайнера?

Для начала достаточно, я думаю:)...заранее благодарю за ответы...
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Re: Рудольф Штайнер и Теософское Общество
« Ответ #5 : 23 Август 2008, 00:38:01 »
Дионисий, я бы Вам ответил, если бы не отдал книжку про это всё. Книжка выпущена Антропософским обществом. Там переписка и прочие материалы по всему этому делу. Но на память не вспомню сейчас. Я спрошу у того человека, которому отдавал - если ещё сохранилась, то возьму и напишу Вам попозже.

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

Re: Рудольф Штайнер и Теософское Общество
« Ответ #6 : 23 Август 2008, 06:18:41 »
Только если это не будет для Вас обременительным, дорогой Victor.
А так было бы очень интересно, тем более учитывая Ваш "стаж" в антропософии...
А переписка может еще и у Gior'a под рукой...
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: Рудольф Штайнер и Теософское Общество
« Ответ #7 : 23 Август 2008, 11:13:48 »
Gior, а в сети есть где нибудь эта переписка?
Насколько мне известно - нет.  :-(
Есть разбросанные по разным лекциям высказывания о причинах исключения, но суть их сводится к написанному выше.

Цитировать
Насколько обязательным (не декларативно а на практике) для членов Теософского Общества тех времен было признание этой безумной и авантюрной идеи, что Кришнамурти новое воплощение Христа?
Дионисий, как Вы понимаете, восстановить - как это было на практике - довольно сложно. В среде теософов этот вопрос, по понятным причинам, не пользуется популярностью... Но, можно с достаточными основаниями предполагать, что "Адьярское" ответвление ТО, возглавляемое Безант (преемницей Блаватской и Олькотта и  председателем ТО) и Ледбитером - полностью поддерживала эту идею. Как считается, в американском ответвлении существовала некоторая оппозиция (как по существу, так и в связи с личностью Ледбитера вокруг которого всего несколько лет назад произошел крупный скандал).

Цитировать
Не было ли со стороны сторонников "новоявленного миссии" провакаций на столь решительный разрыв в сторону Штайнера?
Насколько мне известно, в теософских журналах были "обвинения"  Штайнера в том, что он якобы представляет интересы ордена Иезуитов и прямые требования А.Безант - не отказывать членам Звезды Востока в допуске на лекции и занятия. Далее последовало исключение. Вроде бы все.

Хотя я не почитатель Штайнера, но меня заставил относится к нему с уважением, один из моих любимых поэтов - Волошин и его собственные(Штайнера) сочинения,
В них много спорного, много того с чем я бы не согласился, но глубину, талант и одаренность не почувствовать трудно...
Я подумал  :wink: что к Волошину можно присоединить и высказывание Нектария Оптинского (в беседе с М.Чеховым):
Цитировать
То, что говорит доктор Штейнер, есть как бы букет цветов [...], но попадаются и плевелы...
И слова самого Штайнера:
Цитировать
Зачем же ходить в Индию? Кто хотел бы продвинуться дальше, поступает в доминиканский монастырь, или, что еще много лучше - в греческий монастырь на горе Афон.

Дионисий, позвольте и Вас спросить - почему Вас заинтересовал такой "специфический" вопрос? :-)
« Последнее редактирование: 23 Август 2008, 11:29:02 от Gior »

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Re: Рудольф Штайнер и Теософское Общество
« Ответ #8 : 23 Август 2008, 14:51:12 »
Gior, я читал такой вариант этой цитаты: "Кто бы хотел действовать в следующей жизни с бОльшей духовной силой, пусть поступает в афонский монастырь".
Было ещё утверждение Штайнера, о том, что только православная церковь имеет будущее. Или что Нектарий Оптинский давал своим ученикам читать сочинения Штайнера, но не говорил кто автор. Все подобные случаи могут привлечь к Штайнеру симпатии, но другие цитаты могут вызвать антипатию. Впрочем, слова всегда можно истолковать в какую хочешь сторону.

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

Re: Рудольф Штайнер и Теософское Общество
« Ответ #9 : 23 Август 2008, 20:23:51 »
Спасибо Gior!

Цитировать
Дионисий, позвольте и Вас спросить - почему Вас заинтересовал такой "специфический" вопрос? smiley

Не позволю!(шутка  :-) )

Ну во первых потому, что интересна личность самого Штайнера по причинам, которые я называл...
Во вторых масштабы Штайнеровской личности как то у меня в голове не укладываются с Ледбитером, Безант,Блаватской и  Т.О. вообще, поэтому стал интересен вопрос его взаимоотношений с этим обществом, а так же причины разрыва...
Кроме того, на форуме часто, православная церковь ставится как пример фанатизма и нетермимости, а то же теософское общество рисуется иногда сверхлиберальным и внедогматичным, что на практике не соответствует действительности или как тут часто любят говорить "не все так просто" :-)
При этом часто забывают, что при всех своих проблемах именно православие дало миру и Силуана Афонского и Антония Сурожского и Александра Меня и т.д. и т.п., в то время как Т.О. не только не дало чего то подобного, но как видим по Штайнеру, отторгало самых одаренных и широко мыслящих из своих членов...

Помимо прочего, мне уже в процессе обсуждения этой темы(ибо до нее я слышал об этом только мельком) стало совершенно непонятно, как люди вообще могут доверять движению у истоков которого стояли люди способные на авантюру подобную авантюре с Кришнамурти...
В каком бы состоянии не была на сегодняшний день к примеру та же тайская Сангха, но у истоков ее был Будда, у истоков католической и православной церквей был Христос, а у истоков Т.О......вобщем это натолкнуло меня на размышления о природе религиозного доверия вообще...
В частности для меня важна не только информация, не только учение но и истоки, именно поэтому я с таким доверием отношусь к свидетельствам матушки Досифеи(Вержбловской),митр. Антония(Блум), о.Александра Меня и т.д., потому, что эти люди самой своей жизнью доказывали истинность своих слов и свидетельств, и именно поэтому с таким недоверием отношусь к Т.О., где авантюра на авантюре и т.д.

Цитировать
Я подумал  wink что к Волошину можно присоединить и высказывание Нектария Оптинского (в беседе с М.Чеховым):
Цитировать
То, что говорит доктор Штейнер, есть как бы букет цветов [...], но попадаются и плевелы...

Да я слышал про это высказывание...именно это, как мне кажется(та часть которую я выделил в Вашей цитате), имел ввиду Victor, когда писал:
Цитировать
Мне кажется, что у него 95% правды и 5% лжи, которая не сразу видна

С уважением, Дионисий
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: Рудольф Штайнер и Теософское Общество
« Ответ #10 : 23 Август 2008, 23:24:24 »
Все подобные случаи могут привлечь к Штайнеру симпатии, но другие цитаты могут вызвать антипатию.
Я думаю, что  это все должно вызывать желание разобраться... Впрочем я не думаю что Вы  имели ввиду "симпатию" просто как субъективное отношение.  :-)

Во вторых масштабы Штайнеровской личности как то у меня в голове не укладываются с Ледбитером, Безант,Блаватской и  Т.О. вообще, поэтому стал интересен вопрос его взаимоотношений с этим обществом, а так же причины разрыва...
[...]
Помимо прочего, мне уже в процессе обсуждения этой темы(ибо до нее я слышал об этом только мельком) стало совершенно непонятно, как люди вообще могут доверять движению у истоков которого стояли люди способные на авантюру подобную авантюре с Кришнамурти...
Тут я Вас прекрасно понимаю. Хотя, строго говоря, ни Безант, ни Ледбиттер не "стояли у истоков"...

Цитировать
В каком бы состоянии не была на сегодняшний день к примеру та же тайская Сангха, но у истоков ее был Будда, у истоков католической и православной церквей был Христос, а у истоков Т.О......
Ваша правда. Но есть и оговорки - все эти традиции меняются - приспосабливая формы под "место и время". Разумеется основное - стержень учения остается неизменным - иначе традиция просто вырождается. Однако и чрезмерное внимание "формальной" стороне разрушает жизнь Духа - он либо разбивает скорлупу либо уходит, оставляя мумию... Думаю недовольство формами которое тут часто высказывается именно такой природы.

Цитировать
вобщем это натолкнуло меня на размышления о природе религиозного доверия вообще...
О! Это очень важный и очень избегаемый вопрос! Почти табу! :-D

Цитировать
В частности для меня важна не только информация, не только учение но и истоки, именно поэтому я с таким доверием отношусь к свидетельствам матушки Досифеи(Вержбловской),митр. Антония(Блум), о.Александра Меня и т.д., потому, что эти люди самой своей жизнью доказывали истинность своих слов и свидетельств, и именно поэтому с таким недоверием отношусь к Т.О., где авантюра на авантюре и т.д.
Иначе говоря: судите по плодам.  :-)

Цитировать
Да я слышал про это высказывание...именно это, как мне кажется(та часть которую я выделил в Вашей цитате), имел ввиду Victor, когда писал:
Цитировать
Мне кажется, что у него 95% правды и 5% лжи, которая не сразу видна

А вот тут я с Вами и Виктором не согласен. Не стал бы Нектарий так говорить с Чеховым (своим духовным сыном!) спросившим его мнения об учении Штайнера. В контексте их беседы эта фраза звучит как выражение несогласия в определенных вопросах с вполне уважаемым оппонентом. Он человек и как известно errare humanum est - Нектарий указал на это.

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Re: Рудольф Штайнер и Теософское Общество
« Ответ #11 : 24 Август 2008, 00:16:30 »
Gior, если бы у Штайнера было несколько книг - например только "Очерк тайноведения" или "Как достигнуть познания высших миров", то я бы присоединился к Нектарию Оптинскому (возможно только с ними и знакомому). И в самом деле - замечательные книги, ну разве что в них приводятся примеры духовных упражнений, развивающих воображение (концентрация на образе или созерцание) или погружения в чувства - и эти упражнения не совсем соответствуют святоотеческой традиции духовного делания. Возможно это и есть плевелы, однако Штайнер советовал делать их. Когда-то они казались мне откровением и я их также делал и появлялись "сверхчувственные переживания", мне казалось, что мои способности к познанию невидимого мира растут. Сейчас же, когда я узнал про молитву и стараюсь её творить - разница между ней и методом Штайнера становится очевидной мне. Не получается совместить антропософский метод и умное делание - это разные миры.
Но, наверное, можно использовать выдержки из наследия Штайнера - в виде цитат или избранных отрывков, соответствующих хотя бы по букве христианскому духу.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: Рудольф Штайнер и Теософское Общество
« Ответ #12 : 24 Август 2008, 01:00:11 »
Victor, мне кажется, что Вы излишне упрощаете - хотя бы потому, что будь "плевелами" упражнения "развивающие воображение" - их было бы слишком много... Думаю дело в другом.

Что же касается (не)совместимости "классической" (простите мне это выражение) молитвы и методов Штайнера, то меня вполне удовлетворяли его слова о различных исходных позициях для современных людей. Путь молитвы (в узком смысле) - это путь непосредственного включения в духовную жизнь. В то время как второй путь предназначен людям по каким либо причинам утерявшим способность живой и непосредственной веры (а таких немало в наши дни). Т.е. это вопрос предрасположенности, таланта. Вышеприведенные цитаты об Афонских монастырях и Православии в целом, ИМХО, свидетельствуют сами за себя.

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

Re: Рудольф Штайнер и Теософское Общество
« Ответ #13 : 24 Август 2008, 01:47:17 »
Цитировать
В каком бы состоянии не была на сегодняшний день к примеру та же тайская Сангха, но у истоков ее был Будда, у истоков католической и православной церквей был Христос, а у истоков Т.О......

Ваша правда. Но есть и оговорки - все эти традиции меняются - приспосабливая формы под "место и время". Разумеется основное - стержень учения остается неизменным - иначе традиция просто вырождается. Однако и чрезмерное внимание "формальной" стороне разрушает жизнь Духа - он либо разбивает скорлупу либо уходит, оставляя мумию... Думаю недовольство формами которое тут часто высказывается именно такой природы.

Мне кажется, что упадок и вырождение чаще всего возникает либо из за ухода от основных, стержневых, духовных принципов традиции, либо от ухода во внешние формы и отдаления от живого духовного опыта.
И здесь то что Вы написали про "недовольство формами" понятно, но ведь это недовольство высказывается и к месту и не к месту, есть в этом что то от того, что Антиквар назвал "чесанием любимого прыщика", ну и потом, даже если сверхправильную мысль вбивать кому то в голову с настойчивостью и фанатизмом, это вызовет только отторжение...Вы понимаете, дорогой Gior, о чем я говорю? :-)

Цитировать
О! Это очень важный и очень избегаемый вопрос! Почти табу! grin

А между тем этот вопрос(о природе религиозного доверия) первостепенной важности для всех ищущих людей...
А табуирован он, как и многое другое, по причине страха перед самим собой...страха перед правдой о себе...

Цитировать
Иначе говоря: судите по плодам.

Да, наверное мой подход это частный случай этого общего духовного принципа...

Цитировать
Victor, мне кажется, что Вы излишне упрощаете

Дорогой Gior, мне кажется мы все упрощаем и каждый в свою сторону...
С одной стороны, Вы правы, когда пишите:
Цитировать
В то время как второй путь предназначен людям по каким либо причинам утерявшим способность живой и непосредственной веры (а таких немало в наши дни)

И это попадание в самую точку!!! В самую сердцевину!!! Даже опыт самого Victor'a об этом свидетельствует, ведь не приди он, благодаря Штайнеру(хотя это могло бы быть любое другое подобное учение, я говорю сейчас в общем) к соприкосновению со "сверхчувственным миром", навряд ли он смог бы так просто оценить всю глубину святоотеческого пути.

Но здесь уместно помнить и о том, что сказал Victor:
Цитировать
Gior, если бы у Штайнера было несколько книг - например только "Очерк тайноведения" или "Как достигнуть познания высших миров", то я бы присоединился к Нектарию Оптинскому (возможно только с ними и знакомому).

Мы действительно доподлинно не знаем с какими именно работами Штайнера был знаком св.Нектарий и к каким именно работам относятся его слова...
Насколько мне известно, если я ничего не путаю, до революции антропософским обществом в россии было переведено и издано не так много трудов Штайнера, а знал ли св.Нектарий немецкий и мог ли знакомится с оригиналами сочинений неизвестно...
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

Re: Рудольф Штайнер и Теософское Общество
« Ответ #14 : 24 Август 2008, 04:06:21 »
Кстати Gior, что Вы думаете о тех вещах, которые Victor назвал наиболее сомнительными?
Цитировать
Но - почитайте, например, его лекции ученикам, касающиеся духовных упражнений или ознакомьтесь с Макрокосмическим "Отче Наш" (перевёрнутой молитвой "Отче Наш"), или "Пятым Евангелием".
Т.е. о "Пятом евангелии" и макрокосмическом "Отче наш"?
"Пятое евангелие" я нашел в сети и постараюсь с ним ознакомиться, когда закончу читать то, что читаю сейчас, но все равно интересно Ваше видение этих вещей...
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.