Исихазм

Автор Тема: "Зрети своя прегрешения" или еще раз о покаянии  (Прочитано 12275 раз)

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

Братия, вопрос у меня давольно простой, но очень хотелось бы услышать ваши мнения и, возможно, цитаты отцов.
Полезно ли рассматривать подробности своих прошлых прегрешений или свежих падений в момент, когда хочешь начать покаянный путь?
Во время молитвы, вроде бы, не полезно, там вроде бы вообще не полезно останавливаться не на "благих" не на "неблагих" помыслах, а на молитве, да и истинное покаяние это дар бывающий ощутимым во время углубленной молитвы или действием благодати, и тогда, это чувство гораздо глубже и несколько "мудрее", что ли, поверхностного эмоционального слоя.
Но вот, положим, человек совершил падение и его как в воронку стало медленно но верно засасывать назад, чувство глубины "нового состояния" рассеялось и вот уже и память о нем призрачна как дым, а падения за падением и засасывает все глубже и глубже...
Вроде бы надо начинать с исповеди и тут уж конечно надобно прошерстить всю свою подноготную во всех деталях, всмотреться, осознать, прочувствовать боль и ущерб, но положим, исповедь по тем или иным причинам невозможна, тут как лучше быть: начинать ли с подробного рассмотрения в тишине ума всех своих прегрешений и нескончаемых падений или же это будет подобно обернувшейся жене Лота? Не превратишься ли в соляной столб? Может быть под "зрети своя прегрешения" следует скорее понимать общий покаянный настрой, а не рассмотрение в деталях?
Вобщим у какого какой опыт на этот счет???
Надеюсь основное "направление" вопроса я смог отразить достаточно ясно...
Заранее благодарю за ответы и мысли.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Я думаю так. Если искушение, греховные мысли или грех не оставляют, то их стОит рассматривать подробнее -- откуда пришло и, соответственно, вырабатывать методику избавления (покаяния).
А бывают грехи, о которых и вспоминать кощунственно, не то что рассматривать...

Елена

  • Гость
Братия, вопрос у меня давольно простой
А сестрам можно отвечать или лучше промолчать? :)

Мне кажется, что это вопрос для священника все-таки.
Цитата: Дионисий К
Полезно ли рассматривать подробности своих прошлых прегрешений или свежих падений в момент, когда хочешь начать покаянный путь?
Во время молитвы, вроде бы, не полезно
Если учесть, что молиться надо непрестанно, а по сути получается, что вместо молитвы начинаешь купаться в помыслах, то получается, что не полезно.
Я стараюсь запомнить всплывший факт греха или - еще лучше - записать - до следующей исповеди, а после исповеди большинство грехов как бы стираются из памяти и больше меня не мучают.
Цитата: Дионисий К
Но вот, положим, человек совершил падение и его как в воронку стало медленно но верно засасывать назад, чувство глубины "нового состояния" рассеялось и вот уже и память о нем призрачна как дым, а падения за падением и засасывает все глубже и глубже...
Не нужно доводить себя до такого, так же можно и в уныние впасть. Покаяние должно быть немедленным, исповедь - как можно раньше. Простите, это я так думаю.
Цитата: Дионисий К
исповедь по тем или иным причинам невозможна
Как может быть исповедь невозможна? Неужели Вы так далеко живете от храма, трудно добираться?

Цитата: Дионисий К
Вобщим у какого какой опыт на этот счет???
Опыт у меня простой - исповедоваться и причащаться как можно чаще, стараться ни в чем не идти против совести.

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

Дорогая Елена и Юрий, большое спасибо за ответы!

Елена, все же понимаете, если я писал "положим, что так то и так то", то я хотел услышать совет именно исходя из этих самых положений...
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

 Думается мне, что прошлые прегрешения лучше оставить в прошлом, конечно если они исповеданы. И не возвращаться к нам даже в помыслах. Они были сделаны во времена "незнания". А вот сегодняшние прегрешения полезнее всего испрашивать прощение у Господа сразу, и поучительнее было бы рассматривать их подробно- это, своего рода, познавание самого себя. И вообще как я усматриваю, в духовном возрастании лучше всего не обращаться назад и не заглядывать вперед, шествовать днем настоящим.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

Спасибо, дорогая iunija!

Можно добавить еще пару граней моего вопроса к участникам форума:
Может быть кто нибудь встречал в исторических книгах о первых веках Церкви или в творениях отцов(особенно меня интересуют ранние): возможно ли истинное покаяние, полноценное, без завершающего таинства исповеди?

Еще интересны ваши мысли по поводу границ покаяния. Поясню: когда покаяние можно считать свершенным?
К примеру у протестантов(баптистов, методистов - эти две группы наиболее мне знакомы) вот вышел человек перед собранием, взял микрофон, встал на колени или с служителями т.с. келейно, на дому, от всего сердца признал себя греховным и попросил у Бога усыновление...исповедание в данном случае не обязательно, хотя интересная деталь,в процессе экллессиологической эволюции внутри протестантских церквей они так или иначе пришли к новым формам того, что отвергли у традиционных церквей, только в своих, часто примитивных формах: появились свои священнические одежды, даже что то напоминающее богослужебный чин(какие то устаявшиеся формы собраний), не исключением стала и исповедь, для полноты покаяния часто человек с двумя служителями или перед собранием исповедует свои прегрешения и те молятся о прощении, но все же для полноценного покаяния это считается необязательным, так вот там есть у многих представление о покаянии как единичном акте, правда иногда, в случае падения, обновляемом, это как бы один взгляд...в православии покаяние ушло совсем в другую сторону от границ единичного акта. Границы покаяния раздвинулись на всю жизнь и своим завершением имеют смерть в покаянном чувстве, если только я правильно понимаю. Для многих, здесь, наверное границы покаяния очерчиваются моментом прихода благодати...и в таком случае встает вопрос всегда ли венцом успешного покаяния(слово "успешное" конечно не точно) должен быть приход явственно ощущаемой благодати, обнавление сердца и т.д. или покаяние может считаться свершенным и без этого..

Вобщем мне было бы интересно разобраться в этом вопросе подробнее, можно ссылки на книги и т.д., можно просто на примере своего или чьего либо опыта...

 
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.

Елена

  • Гость
Елена, все же понимаете, если я писал "положим, что так то и так то", то я хотел услышать совет именно исходя из этих самых положений...
Когда я была в таком же состоянии, то практически ничего не могла с этим поделать. Искала помощи, ездила по святым местам, но возвращалась домой - и буквально за считанные дни, довольно быстро возвращалась к прежнему, как будто в какую-то яму затягивало - медленно, но верно, и с каждым годом становилось все хуже и хуже. Поэтому и говорю сейчас, что лучше сделать все возможное для того, чтобы такого не было совсем, т.е. исповедоваться как можно чаще. В то время я исповедовалась редко, раз в 1-2 месяца, и также редко причащалась. Жизнь изменилась только когда один иеромонах убедил меня в необходимости более частого причащения. Вернее, убеждать меня не надо было, просто нужно было, чтобы кто-нибудь подтолкнул, чтобы появилась решимость. И действительно, как можно прийти к Богу, жить с Богом, не прибегая к таинствам, к помощи Божией? Я убеждена, что невозможно ничего сделать своими силами.
И еще важно, чтобы был человек, лучше всего священник, который бы молился за Вас постоянно, каждый день.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Дионисий К


Цитировать
Можно добавить еще пару граней моего вопроса к участникам форума:
Может быть кто нибудь встречал в исторических книгах о первых веках Церкви или в творениях отцов(особенно меня интересуют ранние): возможно ли истинное покаяние, полноценное, без завершающего таинства исповеди?

 Мне почему-то пришла на память Мария Египетская. Хоть она и провела  большую часть своей подвижнической жизни в пустыне,чему предшествовало истинное покаяние, но и здесь Господу было угодно чтобы по завершении своей земной жизни она принесла исповедание своих грехов с последующим причащением Св. Таинств.

Цитировать
Еще интересны ваши мысли по поводу границ покаяния. Поясню: когда покаяние можно считать свершенным?
К примеру у протестантов(баптистов, методистов - эти две группы наиболее мне знакомы) вот вышел человек перед собранием, взял микрофон, встал на колени или с служителями т.с. келейно, на дому, от всего сердца признал себя греховным и попросил у Бога усыновление...исповедание в данном случае не обязательно, хотя интересная деталь,в процессе экллессиологической эволюции внутри протестантских церквей они так или иначе пришли к новым формам того, что отвергли у традиционных церквей, только в своих, часто примитивных формах: появились свои священнические одежды, даже что то напоминающее богослужебный чин(какие то устаявшиеся формы собраний), не исключением стала и исповедь, для полноты покаяния часто человек с двумя служителями или перед собранием исповедует свои прегрешения и те молятся о прощении, но все же для полноценного покаяния это считается необязательным, так вот там есть у многих представление о покаянии как единичном акте, правда иногда, в случае падения, обновляемом, это как бы один взгляд...в православии покаяние ушло совсем в другую сторону от границ единичного акта. Границы покаяния раздвинулись на всю жизнь и своим завершением имеют смерть в покаянном чувстве, если только я правильно понимаю. Для многих, здесь, наверное границы покаяния очерчиваются моментом прихода благодати...и в таком случае встает вопрос всегда ли венцом успешного покаяния(слово "успешное" конечно не точно) должен быть приход явственно ощущаемой благодати, обнавление сердца и т.д. или покаяние может считаться свершенным и без этого..
Вы сами же и ответили на свой вопрос.  А на счет "прихода Благодати" при истинном глубоком покаянии, я думаю она сопутствует всегда, как знак того что Господь внемлет Вам. Таковы мои воззрения на сей счет.
 
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Полезно ли рассматривать подробности своих прошлых прегрешений или свежих падений в момент, когда хочешь начать покаянный путь?
    И.Сирин Слова подвижнические (Слово 30) «Если памятование доброго, когда приводим это себе на мысль, обновляет в нас добродетель, то явно, что и памятование непотребства, когда припоминаем о нем, обновляет в уме нашем срамное пожелание» http://www.hesychasm.ru/library/isaaksr/txt29.htm    
    Вычислить прилог ставший причиной падения крайне затруднительно потому очень часто ум пытаясь это сделать, вместо того, чтобы отсечь воспоминание, напротив приближается к нему, не видя прилога, исследует его, соединяясь с ним таким образом повторно. Имхо, прилог можно увидеть умом, только когда ум смотрит на себя со стороны, но для этого он должен иступить из себя, под  действием благодати.
    И.Сирин советует вырываться из затягивающего омута повторяющихся прегрешений следующим образом  - «Долгое время искушаемый в десных и шуих, неоднократно изведав себя сими двумя способами, прияв на себя бесчисленные удары противника и сподобившись втайне великих вспоможений, в продолжение многих лет снискал я опытность и, по благодати Божией, опытно дознал следующее. Основание всего доброго, возвращение души из вражия плена, путь, ведущий к свету и жизни, - все это заключено в сих двух способах: собрать себя воедино и всегда поститься, то есть премудро и благоразумно поставить для себя правилом воздержание чрева» И.Сирин Слова подвижнические (Слово 75) http://www.hesychasm.ru/library/isaaksr/txt74.htm .
Может быть под "зрети своя прегрешения" следует скорее понимать общий покаянный настрой, а не рассмотрение в деталях?
    В отношении  же «зрети  своя прегрешения» имхо здесь речь идет не о видении действий греховных как акта в структурированном его виде (прилог, сложение и.т.п.), а о зрении своей поврежденности, страстности и немощности (!!!!!), поскольку первое более вредно может быть, а второе дело воистину величайшее, т.к. зрение своей немощности и поврежденности позволяет  уму в нужном ракурсе увидеть себя и свои дела, в первую очередь добрые и свои т.н. добродетели, а через это понять их подлинную цену.
    А отсюда придти к смирению, то бишь к нищете духовной основанию для покаяния.
    Подобное понимание согласуется со словами И.Сирин Слова подвижнические (Слово 57) – «Если всегда будешь памятовать немощь свою, то не преступишь предела осторожности. Людям гнусна нищета, а Богу гораздо более гнусны душа высокосердая и ум парящий. У людей почтенно богатство; а у Бога досточестна душа смиренная
 http://www.hesychasm.ru/library/isaaksr/txt56.htm
    Вообще  я  заметил, что зачастую человек пытаясь вырваться из плена греховного, вместо утверждения в непадательном состоянии смиренномудрия, а через то в смирении, напротив бросается в  крайность пытаясь стать «столпом беспросветной добродетели», что по сути  является высокоумием и служит поводом для очередного падения.
    «Ибо у праведника, не познавшего своей немощи, дела его как бы на острие бритвы, и вовсе недалек он от падения и от тлетворного льва, разумею же демона гордыни. И еще, кто не знает своей немощи, тому недостает смирения; а кому недостает его, тот не достиг до совершенства; и не достигший до оного всегда бывает в страхе, потому что град его не утвержден на столпах железных и на прагах медных, то есть на смирении.» И.Сирин Слова подвижнические (Слово 61)
http://www.hesychasm.ru/library/isaaksr/txt60.htm
    «…..Бог хочет изменения в мысли (смиренномудрия по смыслу контекста). Мысль делает нас и лучшими и непотребными. Ее (смирения) одной достаточно, чтобы безмощными поставить нас пред Богом, и она же говорит за нас. Благодари и в молчании исповедуйся Богу в том, что столько немощное и способное к уклонению получил ты естество, и - при содействии благодати, до чего иногда возвышаешься, - каких сподобляешься дарований, и в какой мере бываешь превыше естества; когда же бывает попущено, - до чего снисходишь и приобретаешь ум скотский!» И.Сирин Слова подвижнические (Слово 61) http://www.hesychasm.ru/library/isaaksr/txt45.htm

Pobedinssky

  • Гость
Основание всего доброго, возвращение души из вражия плена, путь, ведущий к свету и жизни, - все это заключено в сих двух способах: собрать себя воедино и всегда поститься, то есть премудро и благоразумно поставить для себя правилом воздержание чрева»
   Не означает ли собрать себя воедино внутрь-пребывание?
http://www.psylib.ukrweb.net/books/zatfe02/txt12.htm#1
   Свт.Феофан Затворник "Путь ко спасению".
 

 P.S.В этой библиотеке интересная книга: cвящ. Петр Здрилюк
http://psylib.org.ua/books/zdirl01/index.htm
УМНОЕ ДЕЛАНИЕ
или формирование личности в православии
« Последнее редактирование: 25 Август 2008, 13:06:55 от Pobedinssky »

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

   Не означает ли собрать себя воедино внутрь-пребывание?
    Как сказать то... вообщем да, потому то рассматривание помыслов, равно как и борьба с ними, в том числе и засорение ума воспоминаниями,  очевидным образом препятствуют состоянию внутрь-пребывания, приводя ум в смущение и рассеяние.
    Но  в описании Феофана Затворника,  о мускулатуре излишне много (имхо)... внутрь-пребывание это состояние соединения  ума и сердца, когда ум от имени сердца действует и вовне смотрит также как внутрь себя (одновременно!!!), а не в  сердце сидит затворившись.
   
« Последнее редактирование: 25 Август 2008, 13:32:12 от 000 »

Pobedinssky

  • Гость
   Значит можно понять собрать себя воедино как соединение ума с сердцем.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

   Понимаете и  Феофан Затворник и И.Сирин они об одном и том же говорят и иные святые также, но все по своему т.к. сложно описать то, что ни пощупать ни увидеть нельзя, а можно понять лишь ощутив опытно.
   Поэтому здесь выходить на подробную классификацию состояния внутрь-пребывания по описаниям различных отцов нет смысла. 
   Тут кому чье слово на сердце ляжет так оно и есть значит.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Еще интересны ваши мысли по поводу границ покаяния. Поясню: когда покаяние можно считать свершенным
   "В последнее время, говоря о покаянии, обычно вспоминают греческий перевод этого слова - метаноя, что означает изменение сознания или изменение ума. И сам покаянный путь представляется, как изменение самого человека. Меняя в покаянии свое сознание, он должен изменить свое отношение к Богу, отношение к ближнему, к миру, ко всему - действительно переродиться.
   В русском языке это слово имеет другой оттенок. В "покаянии" и в самом чувстве раскаяния присутствует глубочайшее сокрушение. Не зря слово "сокрушение" всегда идет рядом со словом "покаяние". И мне кажется, что в русском звучании слово "сокрушение", прежде всего, означает сокрушение себя - человек должен сокрушаться о своих грехах, но, в конце концов, он должен сокрушить самого себя.
   Самоистукан бых страстьми, душу мою вредя Щедре, но в покаянии мя приими…, - пишет преподобный Андрей Критский в своем покаянном каноне, говоря, что сделался сам для себя истуканом. Человек, создавший идола в самом себе, призван этого самоистукана в себе разрушить, разбить на мелкие осколки, чтобы ничего от самого себя у человека не осталось. Возненавидев его настолько, чтобы не пожалеть в нем ни единого кусочка, надо с совершенной решимостью его сокрушить.
   Даже слово "саморазрушение" воспринимается, как недостаточное. Сокрушение - это не просто повержение в прах, это - становление прахом. Сам человек становится таким прахом земным, из которого Господь может воссоздать Адама, тем прахом земным, в который Господь может вдунуть Дух жизни. Покаяние - это та сила, которая дает нам удивительную возможность - стать новым. Кто во Христе, тот новая тварь. Но новый - он во всем новый, он совсем новый
."
http://www.trinity-church.ru/nast/obispov.html#03 
возможно ли истинное покаяние, полноценное, без завершающего таинства исповеди?
   "В таинстве покаяния встречаются два человека - священник и кающийся. Причем, священник не является совершителем таинства, совершается оно Духом Святым, и принимает покаяние Сам Господь. Священник говорит о себе, что он только свидетель покаяния, тот, кого Церковь уполномочила быть таким свидетелем. В течение долгого времени, когда духовниками были простые монахи, не облеченные священным саном, таинство исповеди, тем не менее, совершалось. И в словах апостола Иакова - исповедуйте друг другу согрешения ваши (Иак. 5,16) не говорится же, что грехи надо исповедовать только священнику, хотя чуть раньше (Иак. 4,14) он совсем иначе говорит о таинстве соборования - да призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне, - явно указывая, что совершителем этого таинства является епископ.
   Каждому из нас дана власть прощать и вязать - разрешать грехи. Мы можем простить обиды, которые были нанесены, прежде всего, нам лично, поэтому и говорим - Бог простит. Мы имеем такую власть - от имени Божьего действовать на земле. Я тебя прощаю, и тебя прощает Сам Бог в моем лице. Мы говорим не задумываясь, а на самом деле Господь нам дает очень большое дерзновение, и "что свяжешь, то будет связано, что разрешишь, то будет разрешено (Иоан. 20,21). Так и священник говорит только те слова, которые ему Господь поручил сказать: Я, недостойный, властью мне данною прощаю и разрешаю тебя от грехов", то есть властью данной просто объявить тебе, что ты прощен, что как кающийся грешник ты обязательно будешь прощен, потому что тебе это Бог сказал, и я еще раз тебе свидетельствую, что ты прощен от Бога.
   Это непривычно звучит, но в исключительных обстоятельствах таинство покаяния может совершиться и без священника. Если священника нет, а человек кается? Если он кается на смертном одре, а позвать священника нет возможности? Значит ли это, что таинство покаяния не совершается?
   В этом и есть какая-то особенная неизреченность……...
"
http://www.trinity-church.ru/nast/obispov.html#03

   р.s. прошу извинить за  большие цитаты.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

В покаянии есть свой ритм и движение. В этом движении покаяния могут всплывать (и всплывать неоднократно) подробности былых прегрешений (неверных поступков) и могут открываться новые глубины (и причины) их. Не следует однако цепляться за прегрешения и пережевывать их многократно, ибо ведущая сила покаяния не наш грех, а благодать, которая вычищает грехи.

Истинное и полноценное покаяние... Если в покаянии видеть не только некий акт (и набор этих актов), а движение (изменения и преображения), то оно не может прекратиться. Если же прекратится, то уже и не покаяние это. Видимо, следует различать этапы покаяния. Покаяние раба отличается от покаяния наемника, а покаяние сына - совсем иное, чем покаяние первых двух.

О таинстве исповеди. Есть само таинство и есть его (церковное) обрамление. У первых христиан не было этого обрамления, а у последних - при самом красочном обрамлении часто потеряна суть таинства.
« Последнее редактирование: 26 Август 2008, 09:44:53 от Alexander »