Дорогой Дима, во первых ты меня не знаешь, во вторых давай не будем переходить на личности в третьих, эта тема для меня не только не болезнена, но и в чем то приятна...
Теперь о конкретике:
Что бы ты конкретно хотел обсудить???
Наличие или отсутствия визуализации?
Есть служебные мантры, по типу заклинаний, которые применяют без визуализации, примером такой мантры может служить "Ом Шри Вишну", повторяемая троекратно, если у человека нет возможности совершить ритуальное омовение.
После произнесения этих слов человек считается очистившимся, есть и другие служебные мантры, но поскольку это самый низкий пласт мантр, тяготеющий к магическому мировосприятию, стоящий в чем тио на гране суеверий, то и обсуждать тут нечего, кроме констатации факта, что они есть...
Это во первых...
Во вторых:в более высоком слое работ с мантрами они не воспринимаются как нечто самоценное. Мантра в таком случае является частью какой нибудь садханы, пуджы и т.д., любая садхана подразумевает как звковую форму(мантра), так и визуальную(созерцание в божества в той или иной части тела, либо себя в виде этого божества), так и цветовую формы. И здесь, как правильно заметил 000, форма играет первостепенную роль.
В третьих: о мантрах вообще, в отрыве от конкретной садханы, говорить глупо, а садхан сотни, если не тысячи, разных школ, направлений с разными акцентами...ты собственно какую хочешь обсудить?
Добавлю, что джапа используемая как в вишнуитских так и шиваитских течениях, это не совсем мантра, это явление иного рода возникшее под влиянием суфизма и, возможно, исихазма, джапа может обходиться без визуализаций, но и там звукая форма считается определяющей...хотя в более позних, либеральных, течениях, которые и дошли до Запада, акценты несколько другие...