Эта статья ничем не отличается от многих других псевдоправославных статей. Характерная она: привычный круг мыслей, обычное осуждение - струйка в потоке бытовой веры... или, скорее, безверия. Распадается статья на две неравные (по объему) части.
В первой (большей) части дается пространное объяснение, почему нельзя говорить всю правду про жизнь святых, но следует превращать ее в лубок. Традиция, мол, у нас такая: чтобы читатели возрастали в вере, взирая на житийный гламур. А ведь в результате этой традиции мы своих святых плохо знаем. Нам рассказывают о том, как должно быть (т.е. некую легенду или миф) и часто с точки зрения людей, не блещущих своей святостью. И такие жития становятся не применимыми к нашей жизни. Попытки подражать придуманным святым оканчиваются плачевно, зато иконы получаются красивыми.
Пример (не из статьи, ес-но). Заушение Ария свт.Николаем - это красивый штрих в иконописном облике святителя. Штрих, завершающий догматические споры физической победой. Еретикам бить морду достойно - внушает эта легендарная история. Сомнительное действие (которого могло и не быть) намеренно вставляется в житие Николая. И только сейчас люди, воспитанные на гуманных ценностях, начинают мучительно решать вопрос: достойно ли поступил святитель? А кто-то хочет подражать его поступку или действиям св. Иосифа Волоцкого...
Робкие попытки выправить жития святых (избавить их от заведомо сказочных элементов), как известно, успехом не увенчались. Сложнейшая тема... которая так легко решается автором статьи. Ибо цель автора утвердить историческую традицию, которая весьма далеко отстоит от истинного, святоотеческого опыта.
Вторая часть статьи (концовка) добивает первую. Оказывается православному человеку и нельзя стремиться к святости. Стремиться к святости - это прелесть, которой заражены католики, а православные должны токмо о грехах своих помышлять и плакать. Это распространенное в современном русском православии положение является полнейшим извращением святоотеческого учения.
Кстати. Свт. Димитрий Ростовский (составившего Минеи (жития) на основе трудов архиеп.Макария и иезуитов) весьма часто обращался к католическим приемам аскезы, имел видения и доверял им. И что?..
Обычная статья... по форме православная, а по сути антихристова.