Хотелось бы поднять ветку форума картинами рано ушедшего художника Виктора Попкова. Картины известны. Не знаю, насколько они относятся к "творчеству исихазма". Наверное никак не относятся. Но, по-моему, они как молитва, которая из сердца. Привел комментарии к ним самого автора и других людей.
«Северная песня» 1968г.В.Е.Повков:
«Три года назад мне пришлось прожить 29 дней на востоке от Архангельска в деревне Зимняя Золотица и заездом побывать в двух деревнях на реке Мезени. Замыслов новых работ у меня не было <…> Но и Север не хотелось включать в свою творческую жизнь. <…> Поэтому я ехал туда просто посмотреть новые места, зная, что эта поездка первая и последняя. Приехав в Москву, я забыл крепко-накрепко про Золотицу и Мезень.
Но проходило время, и в минуты, которые нельзя назвать радостными, мои мысли обращались к тому северному месяцу. Стало ясно, что так просто от Мезени мне не уйти. Где-то самое дорогое в моей прошлой жизни живет сейчас там. И на следующий год — опять я в тех краях, уже зная и предчувствуя, что мне нужно. Можно сказать, что вечер, когда бабы пели, забыв про нас, не давал мне покоя весь год.
Вторая поездка, вроде бы, сбор материала к „Песне“. Хозяйка, где я жил, собрала гостей — своих подруг — и, приняв меня в свою компанию, пили брагу и ели лепешки да треску с душком. Они долго сидели, вспоминая свою молодость. Я лежал возле стены на чистом полу и смотрел на них снизу. То ли я задремал, то ли забылся, но, очнувшись, ясно увидел всю сцену, которая сдвинула и время, и пространство, и их жизнь, и мою жизнь, и жизнь погибших дорогих людей, и моего в 36 лет убитого отца, и мою несчастную мать, и весь трагический смысл происходящего. Боже мой, ведь во всей избе только они, обиженные войной в самой молодости — теперь уже старухи вдовы. И только я, случайный человек, один свидетель их бабьей, проклятой, одинокой доли. Вся их жизнь, вся их молодость проплывала сейчас у меня перед глазами. Остались только воспоминания». «Хороший человек была бабка Анисья» 1973г. есть такой комментарий: "А это самая, наверное, известная картина Виктора Попкова. Подспудное смертельное томление в «Северной песне» тут становится основной темой для работы.
Картина почти три метра в высоту и три с половиной – в ширину, однако. Окно в ту реальность, ворота на деревенское кладбище.
Мир старух, провожающих свою соседку и подругу, предался земле. Местные бабы – плоть от плоти природы, земля питающая и принимающая. А за их спинами – их надежда и будущее. И это будущее ещё топорщится и хорохорится, девицы эпатируют, как возможно было в деревне 70-х, "отсталых" земляков, дети – в состоянии духовного сиротства, брошенности. Посмотрите и на мальчишку на дереве, который более похож на повешенного. Это драма, о которй сказано: «Прервалась связь времён». Смерть бабки Анисьи не объединяет земляков, не помогает старости, как опыту и прошлому, и молодости, как гарантии преемственности и будущего, протянуть руки друг к другу.
Ритуал захоронения оказывается ударом в лицо - и для персонажей картины, и для зрителей. Нет неба над головами, и свет – последний, меркнущий, как и надежда. Поминки сплотят всех на миг, но, утерев губы, они разбредутся потом в разные стороны, не потушив страх перед бездной…"
«Мать и сын» 1970г. комментарий: "Виктор хворал, мама читала над ним молитвы. Художнику не надо сильных увесистых зуботычин судьбы, чтобы предаться размышлениям о цепи времён, о смысле жизни, о собственных смыслах и их реализованности. Обострённое, чрезмерное внимание к пограничью (вплоть до экстрасенсорики зачастую) – условие существования художника, необходимое и достаточное (если не ограничиваться ремеслом).
И так постель больного становится больше похожа на гроб, а мать уже читает над телом сына."
Еще несколько:
http://pics.livejournal.com/mir_glf/pic/000g42cxСеверная часовня. 1972 г.
http://pics.livejournal.com/mir_glf/pic/000g5kdgШинель отца. 1972 г.
http://pics.livejournal.com/mir_glf/pic/000fwyzpВоспоминания. Вдовы. 1966 г.