Исихазм

Автор Тема: Живопись  (Прочитано 160888 раз)

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #285 : 14 Декабрь 2011, 13:41:45 »
Цитата: lily
На мой взгляд материальная реальность начинает создаваться здесь:
"И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
И назвал Бог твердь небом."

А это мало похоже на материальный мир:
"Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. "

Тварное проходит свои этапы, но творческий акт Бога - он един. Это как развертка точки в линию.

Цитата: lily
На мой взгляд это именно этапы проявления.
В пределе человек должен творить также как творит Творец.

Этапы, но не во времени. Бог вне времени. У Него вряд ли может быть "до" и "после".  Этапы, которые правильно видеть  как уровни (иерархии), как срезы реальности.

Цитата: lily
ps Не питаю на свой счет никаких иллюзий, все эти выкладки - путеводная звезда, нить Ариадны, а путь далек.

У меня по части иконописи нет выкладок. Не знаю, что это, по большому счету. Когда делаю свою первую икону - прорись - просто стараюсь сделать лучше, и что-то помимо меня еще включается. Сам процесс мне много дает. А насчет результата - не уверена даже, что иконопись - это мое поприще. Молюсь, чтобы понять об этом.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3665
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #286 : 14 Декабрь 2011, 17:02:13 »
Этапы, но не во времени. Бог вне времени. У Него вряд ли может быть "до" и "после".  Этапы, которые правильно видеть  как уровни (иерархии), как срезы реальности.
Ничего не писала про время. Время сотворено.

По поводу иконописи я на таком этапе, что нужен контакт с Церковью, нужно принятие, благословение, нужно быть внутри, а не просто молча подходить к Причастию. В русской церкви не нашла такой опции, невозможно даже поговорить, когда у тебя за спиной очередь, потихоньку попробую с другими, это крайне важно (в других есть возможность иметь духовника, с которым можно договориться о встрече). Если его не будет, продолжать бессмысленно, муки "непризнанного гения", etc мне глубоко отвратительны, самовыразиться тоже не тянет, равно как и заниматься перерисовыванием образцов, я не художник. Лучше тогда спокойно вернуться к дизайну для культурных проектов (или углубиться в реставрацию, чем сейчас начала заниматься). Пока надеюсь добраться до одного аввы, которому доверяю больше чем себе, как он решит, так и будет.
« Последнее редактирование: 14 Декабрь 2011, 17:32:39 от lily »
And death shall have no dominion

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #287 : 15 Декабрь 2011, 00:44:41 »
Цитата: lily
я не художник

А кто вы?



lily

  • 3
  • Сообщений: 3665
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #288 : 15 Декабрь 2011, 16:43:11 »
Elena, в дипломе написано коммуникативный дизайнер, это проектирование, а не рисование. Для меня древнее искусство ближе к проектированию, реализации идеи, чем к живописи.
And death shall have no dominion

lily

  • 3
  • Сообщений: 3665
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #289 : 17 Январь 2012, 17:03:51 »




холодная энкаустика
And death shall have no dominion

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #290 : 18 Январь 2012, 03:17:51 »
Здорово!

А какой размер? А4, А3, или больше?

И какие пигменты использованы? Мне понравилась гамма...

lily

  • 3
  • Сообщений: 3665
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #291 : 18 Январь 2012, 03:58:21 »
еще один фрагмент



Где-то между А3 и А4
Все стандартно: лики - охра, красная и зеленая земля, сиена, черная и свинцовые белила, фон и горки - то же, одежды - черная (возможно виноградная, которая при смеси с белилами дает синеватый, привезла из Греции, все написано по-гречески), киноварь и вермильон, охра желтая, рама и буковки - сурик. Пока не спешу с заказами, пишу как пишется, не пытаясь сделать, чтобы было похоже на что-то конкретное.
And death shall have no dominion

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #292 : 27 Январь 2012, 02:46:09 »
Цитата: lily
я начала видеть и читать иконопись, фрески, видеть за ними Первообраз

Что значит "видеть первообраз"? Раскройте, если можно... Мне вообще интересно, как вы мыслите иконопись.

Я просто смотрю. Оцениваю "нравится/не нравится". Никакого мысленного разбора. Просто впитываю (если это действительно икона, а не ширпотреб).

У меня был этап (довольно длинный - я ведь музыковед и искусствовед по образованию), когда прямо-таки увлекалась всяким разбором-анализом. А потом как отрезало. Никакие схемы, никакие анализы ничего не прибавляют к восприятию. Знаете, часто Троицу Рублева так разбирают:  рисуют кружочки, дуги, линии.

У меня сейчас дела с композицией очень плохи. Поэтому размышляю на эту тему - может что упускаю из виду...

lily

  • 3
  • Сообщений: 3665
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #293 : 28 Январь 2012, 01:34:26 »
Цитата: lily
я начала видеть и читать иконопись, фрески, видеть за ними Первообраз

Что значит "видеть первообраз"? Раскройте, если можно... Мне вообще интересно, как вы мыслите иконопись.
Для меня икона - записанное Имя (не в подписи, как думаю некоторые, а именно как "иеро-глифос"). То есть сразу видно, знал художник что писал или нет. Написано может бть примитивно, но то самое, а может быть сколь угодно сложно и украшено, но голая форма. Это на уровне мгновенного узнавания, не знаю как объяснить точнее.

У меня был этап (довольно длинный - я ведь музыковед и искусствовед по образованию), когда прямо-таки увлекалась всяким разбором-анализом. А потом как отрезало. Никакие схемы, никакие анализы ничего не прибавляют к восприятию. Знаете, часто Троицу Рублева так разбирают:  рисуют кружочки, дуги, линии.

У меня сейчас дела с композицией очень плохи. Поэтому размышляю на эту тему - может что упускаю из виду...

Формальный анализ не добавляет. Мне добавляет богословие (Св.Григорий Богослов, Св.Дионисий Ареопагит, Св.Афанасий Великий etc), потихоньку разбираю, с учебниками и комментариями, в одиночку... Как только язык выучу получше, пойду в богословский, уточнять и углублять. Для восприятия достаточно благочестия, но для писания нужны очень обширные знания техники и идей, которые воплощены в видимых образах. Искусствоведов не читаю и не читала, чтобы не забивать голову. Пока есть хороший профессор, который прокопал все средневековые трактаты по технике живописи и производства материалов, погрузилсь и в это.

Композиция строится на основе диагоналей, золотого сечения, геометрических фигур, хиазма и ритма... в случае иконы еще учитывается числовая и цветовая символика. Работы столько, что жизни не хватит. К сожалению, сколько ни молись, знания геометрии и всяких законов это не заменит.
And death shall have no dominion

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #294 : 28 Январь 2012, 01:54:01 »
Цитата: lily
Композиция строится на основе диагоналей, золотого сечения, геометрических фигур, хиазма и ритма...

А ваше Преображение - оно с учетом этих композиционных правил?

Мне бросилось в глаза, что ладонь у правой фигуры не поместилась в формат. Это так и задумано?

Еще преподаватель по композиции требует даже не мыслить иконную композицию без полей. Когда видит изображение "в обрез", ему просто худо становится (приблизительно как вам в транспорте) :-). Даже когда набросок со спичечный коробок, когда только для себя - все равно икона -  это цельное сочетание центрального изображения и полей.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3665
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #295 : 28 Январь 2012, 02:13:52 »
Elena, пока мало чего сделала руками, только-только появилась возможность работать, и то весьма условная, учитывая учебу на дневном на языке, который учила всего полгода. Пока идеи идут далеко впереди рук.

Эту начала на порыве почти сразу по приезде, на той доске, что нашла в художественном салоне, если там делать поля, то вообще писать негде было бы, слишком маленькая. Короче, надо было религиозные чувства куда-то деть, раз поговорить не с кем, совсем на коленке работала... энкаустикой, потому что хозяин квартиры со старинной мебелью точно не понял бы, если б я на кухне начала делать левкас под темперу. Пока не поняла, где брать нормальные доски. Если понадобится, поля можно подставить - вполне нормальная практика. А диагонали и кое-какая геометрия там есть, правда меньше, чем нужно.

Рука не обрезана, почему-то на мелкой картинке так кажется http://i121.photobucket.com/albums/o215/mzhelska/natten/metamorfosis3.jpg

Сейчас назрела необходимость идти в люди, так что буду делать что-то более классическое - с полями, золотом, обычной темперой, как у всех. Переехала наконец в квартиру, где можно работать, купила мольберт, теперь можно делать что-то более серьезное.
« Последнее редактирование: 28 Январь 2012, 02:27:28 от lily »
And death shall have no dominion

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #296 : 28 Январь 2012, 02:42:13 »
Я спросила не в плане указания на недостатки - мне бы понять, какие правила "всеобщие", а какие - от личных привычек и предпочтений преподавателей.

Цитата: lily
К сожалению, сколько ни молись, знания геометрии и всяких законов это не заменит.

На мой взгляд, золотая пропорция - это некий глубинный закон восприятия. Художники не потому писали золотую пропорцию, что знали ее, а потому, что такой способ построения изображения был наиболее выразительный, сильный. То есть, художник, компонуя, не высчитывает числовые соотношения, он просто видит, куда поместить объекты. Могу предположить, что есть  художники (и фотографы), которые в работах выдают на гора золотое сечение, вообще не зная о существовании такого закона. 

На этот счет припоминаю притчу - какого-то мастера спрашивают, как он определяет меру. Тот отвечает: я потихоньку добавляю, добавляю и внимательно смотрю. В какой-то момент чувствую мурашки в затылке - значит стоп.  :-)

lily

  • 3
  • Сообщений: 3665
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #297 : 28 Январь 2012, 02:51:41 »
Elena, мы с Вами из разных партий, я же уже писала, что не художник. Откройте средневековые трактаты, там все описано почти в стиле кулинарных рецептов, никакой лирики и интуитивности. Они именно, что знали, а не доверяли каждый раз впечатлению и интуиции, как какие-нибудь импрессионисты. Откройте Витрувия, Плиния (у него есть заметки об искусстве), Теофила (11 в.), Ченино Ченнини, Альберти и прочих, чтобы убедиться. Я не верю современным преподавателям, особенно советской школы, которые оценивают средневековое искусство в категориях значительно более поздних эпох. И наконец-то начала встречать таких же сумасшедших с точки зрения искусствоведения и советской школы, чему страшно рада.

Да, пропорции, числа, все это физиологично, все заложено в нашем теле, поэтому, сделанное так, красиво. Но кто более совершенен и более свободен: знающий или полагающийся на чувство?

Цитировать
В начале Книги Бытия мы читаем о том, что человек, созданный по образу и подобию Божию и одухотворенный дыханием Божиим, благодаря такому качеству занял первенствующее положение среди прочих живых существ, ибо он способен к восприятию божественной мудрости и, наделенный свободной волей, только своего создателя воспринимает волю и почитает власть. Тот, кто был введен несчастным образом в заблуждение хитростью дьявола и вследствие этого потерял из-за неповиновения Богу право на бессмертие [Адам], даже и тот передал уважение к науке и знаниям будущему поколению, дабы если кто приложит заботу и старания, смог бы обрести в полном объеме, как бы по праву наследования, талант и способность заниматься любым искусством. Изобретательность человека, усваивающая такое положение вещей и в своих различных действиях удерживающая от стремления к наживе и чувственным удовольствиям, привела его с течением времени ко дню предопределенной победы христианской религии, и свершилось то, что богоизбранный народ выполнил божественное предопределение, утвердив восхваление и прославление имени Бога. Поэтому благочестивая преданность верующих не должна пренебрегать тем, что мудрая проницательность предшествующего поколения передала нашему поколению. И то [наследие], что Бог уготовил для человека, человек должен воспринять со всем тщанием и всеми трудами своими стремиться к этому. Достигнув же, пусть никто не похвалится тем, что добился всего этого якобы самостоятельно, ибо успел он благодаря Богу, от которого и через которого все, без которого же ничто, - а с покорностью наделяется радостями, и пусть никто не утаивает достигнутого в мешке зависти и не скрывает в шкатулке упрямого сердца, но, отбросив всякое стремление к славе, с радостью и простодушием выкладывает всем ищущим, страшась евангельской притчи о том слуге, который умышленно спрятал добро от господина своего и не дал в рост деньги, за что лишился всякого вознаграждения и из собственных уст Господа получил осуждение как нерадивый раб.
ПРЕСВИТЕР ТЕОФИЛ (кон. XI — нач. ХII в.)
« Последнее редактирование: 28 Январь 2012, 03:09:30 от lily »
And death shall have no dominion

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #298 : 28 Январь 2012, 03:22:31 »
Цитата: lily
кто более совершенен и более свободен: знающий или полагающийся на чувство?

Спасибо, что отвечаете, мне интересно...

А вы что-либо высчитывали в вашем Преображении? Вы пользовались линейкой, вымеряли сантиметры, когда строили композицию?

Меня интересует практика.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3665
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #299 : 28 Январь 2012, 03:35:23 »
А вы что-либо высчитывали в вашем Преображении? Вы пользовались линейкой, вымеряли сантиметры, когда строили композицию?
Линейкой и циркулем пользовалась, сантиметры не вымеряла, так как это не нужно, имхо.
And death shall have no dominion