Исихазм

Автор Тема: Живопись  (Прочитано 160765 раз)

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #420 : 27 Октябрь 2012, 12:45:13 »
Теперь о корпоративных ловушках. Именно корпоративные силы внедряют различные шаблоны восприятия с целью воровства света и перенаправления ума человека на служение корпорации. Под предлогом соблазна душевности они рационализируют ум и высушивают душу, оставляя оболочку, убивают саму внутреннюю жизнь. Яркий пример тому Вы привели сами, поведав об иконах Зарон. На них хорошо прописана оболочка - и изображены мертвецы. Изображены тени из преисподней с угасшими глазами. Имеющий духовное чутье убежит от таких икон, ибо они опустошают. Не имеющий Духа и плывущий по корпоративному потоку будет увлечен техникой письма и найдет оправдание тусклым лицам и мертвым глазам, страшась некой душевности. Получая вместо чистоты душевных проявлений мертвую душевность. 

Полагаю, что технически и эстетически Зарон сильнее, а духовно арх.Софроний не просто выше: он прозревает горнее (через свои слабости), когда Зарон смотрит в преисподнюю.

Печальнее всего, что вы мне не верите, моему художественному восприятию. В первом ответе вам сказала, что возможно, это просто не ваше. Вы не видите в этих работах того, что открывается мне.

Корпорацию тут привлекать ни к чему. Если только не заклеймить и меня в придачу как агента корпорации  :-) Я же поделилась своим личным восприятием. А вы мне не поверили. Жаль.

P.S. Мне  не нравится, что в разговоре сталкиваются и противопоставляются эти два имени. Это сразу задает полемический уклон и ненужные обобщения. Лучше говорить отдельно о Зарон и отдельно о Сахарове. Чище получится.
« Последнее редактирование: 27 Октябрь 2012, 13:04:20 от Elena »

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #421 : 27 Октябрь 2012, 12:52:44 »
Кто придумал, что в иконе не должно быть души, эмоции, чувства? Кто этот враг?
Не "убей в себе чувственность и душевность", а наоборот, аскеза - это развитие, утончение, очищение не только ума, но и души и даже тела, осияние Светом всего человека, а не какие-то отвлеченные фантазии и схемы, которые можно слепо копировать.

lily, а разве здесь кто-то говорил, что в "иконе не должно быть души, эмоции, чувства"? Или "убей в себе чувственность и душевность"? Непонятен ваш пафос. Процитируйте, против какого именно выступления на форуме направлено ваше сообщение.

Цитировать
Да их сколько угодно в хорошем древнем искусстве... равно как проявлений личности, жизни. Все, что делает автор - его автопортрет, не важно, что он при этом пишет - корзинку с фруктами или Богородицу. Причем чем лучше, выше искусство, тем чище и яснее проявлена личность. Христос Рублева - один из самых сильных образов Первообраза и одновременно это слепок веры и чистоты автора, его взгляд, его портрет. Чем больше личности и жизни, тем ближе к Первообразу, это то же, что обожение, тот же аскетический идеал.

Согласна с вами. Оценивая работы Сахарова, высказывалась не вообще против душевности, а против  того качества душевности, которая представлена в его творчестве. Причем, выступаю не против даже и этой душевности - она вполне уместна в обычном творчестве, для воссоздания смятенной колеблющейся здешней души, пребывающей в полу-свете.  В Царстве же, на мой взгляд, чувства очищены, без здешней мути. Это сложно - отразить именно такие чувства. Не всем удается.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #422 : 27 Октябрь 2012, 13:20:00 »
Цитата: Alexander
Для меня самая показательная - первая икона - "Умиление".  (Интересно, что во второй иконе - Спасителя - я вижу глаза о.Софрония, как во многих работах lily вижу ее взгляд.)  Есть ли в иконе "Умиление" эмоциональность? Безусловно есть. Но никак не меланхолия. Эмоциональность очищена и обращена к Сыну, как и Сын обращен к Матери. И мы можем войти в молчаливый диалог - и вознестись, подняться над низким и земным.

На мой взгляд, взгляд Христа - он иной, чем тот взгляд, который может открыться через человека (какого бы подвижника ни взять, хоть самого святого). Тут тайна Богочеловеческой Личности. Заниматься самовыражением, подмешивая в Образ себя, - дело сомнительное. Тут наоборот, полное отвлечение от своего, молитва и работа в отклике на постепенно проступающий образ. Свое пролезает иногда. Но это всегда не самое лучшее. Отбраковываю такие эскизы. Знаю за собой прежнюю болезненность,  душевный надлом...

Я, когда работаю над образом Спаса, ориентируюсь на ранние византийские образцы, где это иносказательно передано через силу и мощь, через суровость. Еще обязательно привлекаю Спаса Рублева. У меня в иконном ряду вместе с иконами стоит  главный мой образ - открытый громадный  альбом с репродукцией его Спаса. Так и молюсь на образ из альбома  :-)

Где-то с 17 века восприятие Христа в среде иконописцев изменилось не в лучшую сторону. Образы более слабые, мягкие. На мой взгляд, что-то потерялось.

Когда долго (часами) смотришь череду иконописных ликов, постепенно открывается что-то общее, чего нет ни в одном отдельном образце. Это и есть, на мой взгляд, восприятие традиции, погружение в нее. Пытаюсь двигаться именно так. Верю (и чувствую), что Бог ведет этим путем.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #423 : 27 Октябрь 2012, 19:45:53 »
Согласна с вами. Оценивая работы Сахарова, высказывалась не вообще против душевности, а против  того качества душевности, которая представлена в его творчестве. Причем, выступаю не против даже и этой душевности - она вполне уместна в обычном творчестве, для воссоздания смятенной колеблющейся здешней души, пребывающей в полу-свете.  В Царстве же, на мой взгляд, чувства очищены, без здешней мути. Это сложно - отразить именно такие чувства. Не всем удается.
Елена, Вы можете сформулировать – какие именно "качества душевности" Вы усматриваете в работах о. Софрония? В чем видите выражение "смятенной, колеблющейся души, пребывающей в полу-свете"?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #424 : 27 Октябрь 2012, 20:44:09 »
Печальнее всего, что вы мне не верите, моему художественному восприятию. В первом ответе вам сказала, что возможно, это просто не ваше. Вы не видите в этих работах того, что открывается мне.

Корпорацию тут привлекать ни к чему. Если только не заклеймить и меня в придачу как агента корпорации  :-) Я же поделилась своим личным восприятием. А вы мне не поверили. Жаль.

P.S. Мне  не нравится, что в разговоре сталкиваются и противопоставляются эти два имени. Это сразу задает полемический уклон и ненужные обобщения. Лучше говорить отдельно о Зарон и отдельно о Сахарове. Чище получится.

Я ценю Ваше художественное восприятие, но больше доверяю художественному восприятию lily. Сомневаюсь я в Вашем духовном восприятии, и нахожу этому сомнению немало подтверждений...

Любой духовно непробужденный человек является личным агентом той или иной корпорации. Если не видите действия корпоративных грехов, значит, еще не созрели. И художественный вкус Вам внушает матрица корпоративного сознания.  И так всегда бывает, пока нет духовного опыта, ибо душевный не может судить о духовном, но черпает свои мнения из человеческого котла суждений.

Нравится... не нравится... :) Вы же сами и противопоставили, дав одному иконописцу положительную оценку, а другому - отрицательную. Мне же важно указать на источники, из которого они черпают свое вдохновение.

И вот "парадокс" - вещь, в художественном смысле, возможно, более совершенная, в духовном - этим совершенством никак не обладает. И наоборот. Посему мытари и блудницы впереди идут в Царствие Божие.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #425 : 27 Октябрь 2012, 20:53:40 »
http://www.youtube.com/watch?v=KHY9IWudIGM

Любительский фильм о сербском монастыре "Нова Грачаница" [храм Покрова Богородицы] в 20 км от моего дома. Рaсписан выдающимся американским иконописцем протоиереем Феодором Юревичем, родившемся в польской семье и перешедшем в Православие в юности. http://en.wikipedia.org/wiki/Theodore_Jurewicz
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #426 : 27 Октябрь 2012, 21:07:02 »
а почему сахаров образец прелести, можно подробнее? прошу молитв

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #427 : 28 Октябрь 2012, 12:52:20 »
elm, здесь уже был дан ответ: http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1818.msg134894#msg134894

Если кратко: душевные духовного не видят и на духовное всячески воюют, отстаивая свою слепоту. На арх.Софронии, не взирая на его человеческие немощи (и, отчасти, благодаря им), почиет печать Духа. Духовные мертвецы не могут ему это простить...

И Вам советую (возможно, не в первый раз): учитесь грамотно излагать свои мысли и грамотно писать.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #428 : 28 Октябрь 2012, 13:03:17 »
Alexander, Вы пишете: "Появляются Откровенные рассказы странника - и церковные корпоративщики  утяжеляют их, а затем пытаются возвести в статус прелести."
Чем их утяжелили? Тем, что добавили "дополнение", 5,6 и 7 рассказы?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #429 : 28 Октябрь 2012, 13:08:21 »
Да, эти рассказы.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #430 : 28 Октябрь 2012, 14:50:06 »
Цитата: Alexander
Нравится... не нравится... :) Вы же сами и противопоставили, дав одному иконописцу положительную оценку, а другому - отрицательную.

Эти были два разных поста. Вместе я эти свои оценки изначально не сводила и не противопоставляла одного автора другому.

Цитировать
Любой духовно непробужденный человек является личным агентом той или иной корпорации. Если не видите действия корпоративных грехов, значит, еще не созрели.

Почему же не вижу... Вижу. Только я высказываю свои претензии напрямую корпорации, не за глаза. Вот и на форуме иногда этим занимаюсь, поскольку вижу здесь определенный корпоративный дух, против которого иногда выступаю.  :-)

Жаль, что вы не стали говорить о самом художестве и уклонили разговор в "корпоративную сторону"  :-) Думаю, мы вольны высказывать свои мысли по поводу увиденного... Я со временем попытаюсь обосновать свое восприятие душевности в художественных произведениях. Если вы не против. Это интересная тема, я иногда над ней размышляю. И тема ангелов в иконописи меня интересует.

Вообще, недавно поняла, что мои прошлые художественные занятия - это оказывается ценных багаж, которым интересно пользоваться.

Не сердитесь.  :-)  Надеюсь, вы не утратили способность видеть именно меня, а не какого-то абстрактного члена корпорации.

Простите.
« Последнее редактирование: 28 Октябрь 2012, 15:05:50 от Elena »

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #431 : 28 Октябрь 2012, 15:02:18 »
Да, эти рассказы.
Надо мне перечитать "Странника"...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #432 : 28 Октябрь 2012, 15:11:25 »
Elena, Вы в очередной раз среагировали на второстепенные вещи и в искаженном виде, убежав от главного в моем сообщении. Вообще-то, это распространенная манипуляция "ласкового" (вставляющего в конце "не сердитесь") манипулятора :)

Главное - воспитание духовного вкуса (через стяжание Духа). И сколько же порушится идолов вкуса художественного при таком воспитании!.. Ведь пресловутый художественный вкус зачастую оказывается полнейшей безвкусицей перед проявлениями Духа в немощных сосудах.

Основной посыл моего сообщения - понимание того, что духовный вкус весьма и весьма отличается от художественного... как духовное отличается от душевного.

palomnik

  • Сообщений: 330
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #433 : 28 Октябрь 2012, 15:23:16 »
На иконе «Умиление» есть сокращенная надпись по-гречески «Матерь Божия». Интересно, что на подлиннике иконы  о.Софрония часть надписи: «Божия» расположена справа от изображения головы Богородицы, а на другой иконе выше изображения.  Есть и другие несоответствия. Зачем обсуждать не  иконы  о.Софрония, а  копии непонятного происхождения?

 
http://sophrony.ru/s/s12.php


http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1818.msg134809#msg134809

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #434 : 28 Октябрь 2012, 16:42:13 »
Да, это разные иконы. В книге "Письма близким людям" eсть чб фотография алтарной части новой церкви во имя прп.Силуана, и подпись под ней гласит, что это работа арх.Софорония. И икона "Умиление" на ней ближе ко второй иконе (пост #433), только рубаха на Младенце выглядит светлее. Видимо, было несколько вариантов.