Исихазм

Автор Тема: Живопись  (Прочитано 177984 раз)

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #600 : 27 Декабрь 2012, 22:09:04 »
прозелит, простите.
  Я не понял полностью смысл вашего вопроса. Поэтому не обижайтесь, пожалуйста, что я не отвечу. Да, думаю, я и не скажу лучше, чем там.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #601 : 28 Декабрь 2012, 00:29:50 »
Серафима, что же, Вами исключается в действии Божьем со-работничество иконописца и молящегося пред иконой ?

Вот, возьмем крайний пример. Обожение монаха Рублева – оно разве не при чем? И чистота его пред Богом разве не при чем: то что внутреннее  его "внутреннее сткляницы и блюда" чисто пред Богом. А просто потому что Бог захотел – и является нам через его иконы. А мог бы также явиться и через иконы, скажем,...не–Рублева :) и правда, зачем тогда Рублев.
А почему так Он захотел – почем нам знать...
Как интересно.
Мною ничего не исключается. Я говорю то, что открыл мне Господь. У меня был опыт (о котором мне не хочется сейчас рассказывать - простите). Мне было ясно дано понять, что благодать исходит не от иконы, а от Господа через икону. И подается она не всем. Почему это происходит - не известно. Так Господу угодно. Что до икон того же Рублева - это как с пением в храме. Есть талант. Этот талант направлен на дело Божие. С молитвой, со всей душой. И Господь благословляет этот талант и его плоды. Это уже не просто иконы, не просто музыка. Это молитва. Но для кого-то это становится, как сказала Грация, окном в духовный мир, а для кого-то не становится. Кто-то смотрит, слушает - и очищается, а кто-то нет. И поверьте, дело не в моей нечистоте - она никуда не девается - просто зацепило и что-то затронуло в душе, и слезы потекли - Господь коснулся. Через икону (любую - древнюю ли, современную ли), через музыку (партес ли, или знаменное), через запах ладана, через тишину - через что угодно. Вся чистота человеческая - как запачканная одежда. Благодать - она на то и благодать, что дается даром. Не за чистоту, а просто из любви.
Христос воскресе, радость моя!

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #602 : 28 Декабрь 2012, 12:45:26 »
Вся чистота человеческая - как запачканная одежда. Благодать - она на то и благодать, что дается даром. Не за чистоту, а просто из любви.

Чистота человеческая – это не одежда. Скорее – это нагота, открытость. Потому что это не то, что мы представляем миру, а то, что мы представляем Богу. А перед Богом – мы наги. То истинное, что не видит никто другой, кроме Него – наше сердце.  Думаю, что благодать касается всех и Любовь Бога - дар для всех. Но если в это время сердце занято чем-то другим, важным для себя, то человек отвергнет этот дар, даже не заметив его. И только человек, жаждущий любви всем сердцем, не сможет пройти, не заметив ее…

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #603 : 28 Декабрь 2012, 13:10:44 »
Чистота человеческая – это не одежда. Скорее – это нагота, открытость. Потому что это не то, что мы представляем миру, а то, что мы представляем Богу. А перед Богом – мы наги. То истинное, что не видит никто другой, кроме Него – наше сердце.  Думаю, что благодать касается всех и Любовь Бога - дар для всех. Но если в это время сердце занято чем-то другим, важным для себя, то человек отвергнет этот дар, даже не заметив его. И только человек, жаждущий любви всем сердцем, не сможет пройти, не заметив ее…
Я слегка перефразировала слова Исаии (Ис.64:6): "Все мы сделались, как нечистый, и вся праведность наша - как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер уносят нас."
Кроме того, вспомните притчу Христову о человеке, пришедшем на пир не в брачной одежде.
Так что, одежда - это как раз про нашу праведность, святость и чистоту. А нагота - это о другом.
Во всем остальном с вами согласна.
Христос воскресе, радость моя!

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #604 : 28 Декабрь 2012, 14:05:12 »
Я слегка перефразировала слова Исаии (Ис.64:6

Прозелит писал о чистоте.  А я лишь уточнила, какая чистота имелась им ввиду.) Не совсем та, о которой у Исайи... Чистота как способность быть прозрачным, способность не городить того, что заслоняет свет и создает тень.  Образ (и икона, и сам человек) – это окно. Хорошо об этом Александр писал: http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1441.45  Правда, там речь велась о догматах, но все равно...)   

…у окна может быть много чего: занавески, рамы, цветы… И если мы рассматриваем только это обрамление, эту одежду, она может быть прекрасна, но может закрывать своим великолепием  то, что важнее всего – свет… Или наоборот, одежда может быть ветхой, но не заслонять собою то, что в окне.  Т.е. та чистота, о которой писал прозелит, как я поняла,  – это прозрачность, открытость, такое состояние сознания, при котором не создаются тени, мешающие восприятию Света.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #605 : 28 Декабрь 2012, 15:31:23 »
Благодать - она на то и благодать, что дается даром. Не за чистоту, а просто из любви.

Чаще всего, наше представление о даре не сочетается с нашим же представлением о чистоте, как необходимом условии  принятия дара. Поэтому, или говорят, что я нечист и получил в дар любовь, либо, что чистота – это и не чистота, на самом деле. 

Но если отбросить все эти представления и вспомнить себя в тот момент, когда открылось сердце Богу, то можно понять, что в таком состоянии, чистом (открытом Богу) – уже нет того, кто может  заслужить или не заслужить благодать.  Само понятие «заслуги» отпадает за ненадобностью. Чистота – это и есть пребывание (пусть и кратковременное) в  Любви без какого-либо оценивания. Только «вернувшись», уже потом, мы начинаем думать, оценивать, что это был дар, а не заслуга за мою чистоту-нечистоту... Да, дар – не за чистоту. Но раскрывается он в чистоте…)

lily

  • 3
  • Сообщений: 3805
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #606 : 28 Декабрь 2012, 21:55:02 »
Чистота человеческая – это не одежда. Скорее – это нагота, открытость. Потому что это не то, что мы представляем миру, а то, что мы представляем Богу. А перед Богом – мы наги. То истинное, что не видит никто другой, кроме Него – наше сердце.  Думаю, что благодать касается всех и Любовь Бога - дар для всех. Но если в это время сердце занято чем-то другим, важным для себя, то человек отвергнет этот дар, даже не заметив его. И только человек, жаждущий любви всем сердцем, не сможет пройти, не заметив ее…
Я слегка перефразировала слова Исаии (Ис.64:6): "Все мы сделались, как нечистый, и вся праведность наша - как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер уносят нас."
Кроме того, вспомните притчу Христову о человеке, пришедшем на пир не в брачной одежде.
Так что, одежда - это как раз про нашу праведность, святость и чистоту. А нагота - это о другом.
Во всем остальном с вами согласна.

Это все не о том, не о том...
Праведность в обычном понимании - это клетка из иллюзий, которая держит как в тисках. Чистоту, наготу, свободу и даже любовь дает смерть, "ибо крепка, как смерть, любовь"...

 "сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного"
And death shall have no dominion

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #607 : 28 Декабрь 2012, 23:59:15 »
Мне было ясно дано понять, что благодать исходит не от иконы, а от Господа через икону. И подается она не всем. Почему это происходит - не известно. Так Господу угодно.
Серафима, мы говорили – каждый о своем, что нередко бывает))
И с приведенной цитатой – кто спорит. Возможно, сбил с толку разговор о чистоте, само это слово. Про нечистоту нашу пред Богом Вы справедливо сказали. Можно назвать то, о чем речь, не "чистотой", а "проходимостью для света". Соглашусь с тем, что сказала по этому поводу Грация в #604.

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #608 : 29 Декабрь 2012, 08:03:21 »
Возможно, сбил с толку разговор о чистоте, само это слово. Про нечистоту нашу пред Богом Вы справедливо сказали. Можно назвать то, о чем речь, не "чистотой", а "проходимостью для света". Соглашусь с тем, что сказала по этому поводу Грация в #604.
Я не могу сказать, что вы не правы, но и не могу сказать, что не права я. Истина, видимо, где-то по середине, как всегда.
Но у меня вопрос. Если не чистоту в смысле праведности, тогда ЧТО вы считаете "проходимостью для Света"? От чего зависит эта "проходимость"? Или все-таки все дело в том, что Господь кому хочет, тому открывается, кого хочет, того и делает "проходимым"?
Христос воскресе, радость моя!

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #609 : 29 Декабрь 2012, 19:28:29 »
От чего зависит эта "проходимость"? Или все-таки все дело в том, что Господь кому хочет, тому открывается, кого хочет, того и делает "проходимым"?
В гностическом тексте Господь говорит: "Есть много животных, имеющих форму человека".
Видимо, многие думают о себе, что они - люди, а они всего лишь - гуманоиды. :-(
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #610 : 29 Декабрь 2012, 19:42:09 »
От чего зависит эта "проходимость"? Или все-таки все дело в том, что Господь кому хочет, тому открывается, кого хочет, того и делает "проходимым"?

Не стала бы рассматривать отдельно чистоту (праведность) в значении святость и "проходимость". Думаю, что это единое качество души человека. И зависит такая "проходимость" от нашего намерения, которое получает свое развитие в синергии с Богом. Т.е., вы, Серафима, правы, когда говорите, что истина посередине.) Момент, когда рождается такое намерение движения всех сил души к Богу, может быть даже не осознан. Но именно он становится началом такого движения к "проходимости"...

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #611 : 29 Декабрь 2012, 19:49:31 »
В гностическом тексте Господь говорит: "Есть много животных, имеющих форму человека".

«Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8, 19-23).

А "всего лишь гуманоиды" - они ведь тоже дети Отца)).

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #612 : 29 Декабрь 2012, 20:02:46 »
А "всего лишь гуманоиды" - они ведь тоже дети Отца)).
<<<51. Сосуды стеклянные и сосуды глиняные появляются с помощью огня. Но сосуды стеклянные, если они разбиваются, создаются снова, ибо они появляются от дуновения. Сосуды же глиняные, если они разбиваются, уничтожаются, ибо появляются они без дуновения.>>>
[Евангелие Филиппа]
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #613 : 29 Декабрь 2012, 20:05:47 »
51. Сосуды стеклянные и сосуды глиняные появляются с помощью огня. Но сосуды стеклянные, если они разбиваются, создаются снова, ибо они появляются от дуновения. Сосуды же глиняные, если они разбиваются, уничтожаются, ибо появляются они без дуновения.>>> [/i]
[Евангелие Филиппа]

 :-) Красиво!!! Но причем тут бедные гуманоиды?

lily

  • 3
  • Сообщений: 3805
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #614 : 29 Декабрь 2012, 20:10:35 »
В гностическом тексте Господь говорит: "Есть много животных, имеющих форму человека".

А "всего лишь гуманоиды" - они ведь тоже дети Отца)).

Не уверена, что тот, кто писал, вкладывал тот же смысл... Животные в античном мире символизировали много чего, а до состояния человека нужно было дорасти.
"Иисус сказал: Блажен тот лев, которого съест человек, и лев станет человеком. И проклят тот человек, которого съест лев, и лев станет человеком."

А почему Вы так уверены, что все гуманоиды - дети Отца, когда Сам Господь прямо называет некоторых "детьми диавола"?
And death shall have no dominion