Исихазм

Автор Тема: Живопись  (Прочитано 160782 раз)

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #915 : 28 Октябрь 2015, 02:11:42 »
Страстной цикл. Диплом. "Снятие с Креста" - это полностью моя композиция. На остальных досках писала личное (лицо, тело, руки-ноги...)

   

   

   

   

   

Молчащая

  • Сообщений: 839
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #916 : 28 Октябрь 2015, 13:59:34 »
Елена, какие "живые" лица получились
Страшно впасть в руце Бога Живаго!
Что сотворите одному из малых сих, то Мне сотворите!

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #917 : 28 Октябрь 2015, 19:09:00 »
В иконописи ничего не понимаю, но лица действительно натуралистичные, это канонически-приемлемо для икон?

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #918 : 28 Октябрь 2015, 21:42:52 »
В иконописи ничего не понимаю, но лица действительно натуралистичные, это канонически-приемлемо для икон?

От икон требуется не душевные эмоции изображать а духовные.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #919 : 29 Октябрь 2015, 23:42:14 »
От икон требуется не душевные эмоции изображать а духовные.

Андрей, приведите, пожалуйста, ваш пример иконы, представляющей духовные чувства. Чтобы мне лучше вас понять.

Я, когда работала, не думала о таких вещах. Писала как получится. Изображения очень мелкие, пока вглядишься, пока примеришься, да еще и промажешь несколько раз, прежде чем получится провести линию или мазок там, где хотелось.



В иконописи ничего не понимаю, но лица действительно натуралистичные, это канонически-приемлемо для икон?

Способ написания - строго канонический. Темная подложка с несколькими высветлениями. Моделировка как в древних иконах. Вот сравните с образцом:

 

Если получилось живо, то это, на мой взгляд, хорошо. Спасибо за такой отзыв. И преподаватель вроде одобрила. Она вообще-то очень блюдет традицию. 

palomnik

  • Сообщений: 330
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #920 : 30 Октябрь 2015, 06:54:50 »
По-моему, «Снятие с креста» - это неполное, односторонее изображение, так как показывает только одну из двух – человеческую – ипостась  Иисуса Христа.

Митрополит Иларион (Алфеев) «Штурм ада. Всех ли вывел из ада Христос?».
http://www.pravmir.ru/shturm-ada-vsex-li-vyvel-iz-ada-xristos/

Молчащая

  • Сообщений: 839
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #921 : 30 Октябрь 2015, 13:29:34 »
Elena, лица-прекрасные, страдающие, редко когда вижу такие на иконах, все большей "штамп"
Страшно впасть в руце Бога Живаго!
Что сотворите одному из малых сих, то Мне сотворите!

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #922 : 30 Октябрь 2015, 17:34:06 »
По-моему, «Снятие с креста» - это неполное, односторонее изображение, так как показывает только одну из двух – человеческую – ипостась  Иисуса Христа.

Тут нужно учитывать, что это, вообще-то, повествовательная композиция ("нарратив"), а не собственно икона. Центром иконописной композиции является лик, назначение молитвенное, то есть, такая икона подразумевает длящийся момент созерцания, вступление в молитвенное общение с крупным ликом.  У нарратива задача другая - рассказать через изображение о содержании Евангелия, о случившихся событиях.

Церковная традиция такая, что в этих сюжетах часто даются развернутые описания чувств, открытые эмоции.

Средством преодоления открытой сиюминутной эмоциональности может стать композиция, когда она завершена и красива. Это как в трагедии. Содержание крайне мучительно, а совершенная форма возводит это на уровень созерцательности. И происходит катарсис - преображение мучительных эмоций в освобождающие.

Мне хотелось сделать красивую икону. Чтобы в композиции было движение (круговое), чтобы это движение как-то замыкалось, чтобы была гармония. Чтобы была красота фигур, ликов, линий, форм...  Удалось ли это - судить не мне.

palomnik

  • Сообщений: 330
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #923 : 30 Октябрь 2015, 18:15:15 »
По-моему, «Снятие с креста» - это неполное, односторонее изображение, так как показывает только одну из двух – человеческую – ипостась  Иисуса Христа.

Митрополит Иларион (Алфеев) «Штурм ада. Всех ли вывел из ада Христос?».
http://www.pravmir.ru/shturm-ada-vsex-li-vyvel-iz-ada-xristos/

Здесь опечатка: не ипостась, а природу (одну из двух природ) Иисуса Христа.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #924 : 30 Октябрь 2015, 18:28:41 »
По моему мнению, эмоции удались, а круговая композиция слишком тяжеловесная... бьет по глазам. Возникает давящее ощущение.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #925 : 30 Октябрь 2015, 19:14:40 »
По моему мнению, эмоции удались, а круговая композиция слишком тяжеловесная... бьет по глазам. Возникает давящее ощущение.

Возможно, это потому, что композиция занимает весь экран. Давит, когда занимает все поле зрения. В натуре это будет невозможно - поместить в поле зрительного внимания только одну композицию.  Работа делалась под условия иконостаса. Это самый верхний ряд, размеры очень маленькие. Я сама еще не знаю, как будет восприниматься композиция в итоге. Когда иконы вставят в иконостас, тогда пойму.

Но хорошо, что высказались. У меня есть желание повторить эту работу в более крупном размере. Посоветуюсь по этому поводу в процессе.

Вот фото нашего иконостаса (в Подворье Оптиной Пустыни) в настоящее время. Там пока вставлены напечатанные изображения, скоро их заменят на наши иконы.



Вообще, конечно, оттуда все лица неразличимы. Так что подробное личнОе письмо - это какое-то излишество. Но для меня это было очень ценно - выписать каждый лик (хотя результаты этой работы никто и не увидит)

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7514
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #926 : 30 Октябрь 2015, 19:52:44 »
Вообще, конечно, оттуда все лица неразличимы. Так что подробное личнОе письмо - это какое-то излишество. Но для меня это было очень ценно - выписать каждый лик (хотя результаты этой работы никто и не увидит)
Увидит. Все, что требуется Он уже увидел.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

palomnik

  • Сообщений: 330
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #927 : 31 Октябрь 2015, 05:44:41 »
…Средством преодоления открытой сиюминутной эмоциональности может стать композиция, когда она завершена и красива. Это как в трагедии. Содержание крайне мучительно, а совершенная форма возводит это на уровень созерцательности. И происходит катарсис - преображение мучительных эмоций в освобождающие…
 
Мне кажется, это неверно. Достаточно вспомнить начало и окончание таких «созерцаний» у бурсака в повести «Вий» Гоголя.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #928 : 31 Октябрь 2015, 12:28:48 »
…Средством преодоления открытой сиюминутной эмоциональности может стать композиция, когда она завершена и красива. Это как в трагедии. Содержание крайне мучительно, а совершенная форма возводит это на уровень созерцательности. И происходит катарсис - преображение мучительных эмоций в освобождающие…
 

Мне кажется, это неверно. Достаточно вспомнить начало и окончание таких «созерцаний» у бурсака в повести «Вий» Гоголя.

А где в "Вие" Гоголя бурсак созерцает трагедию? Процитируйте, пожалуйста.

Трагедия - это законченное художественное произведение, творение человеческого ума. В котором есть содержание и форма. Дальше цитирую Аверинцева:

Цитата: Аверинцев
форма существует не для того, чтобы вмещать так называемое содержание, как сосуд вмещает содержимое, и не для того, чтобы отражать его, как зеркало отражает предмет. "Форма" контрапунктически спорит с "содержанием", дает ему противовес, в самом своем принципе содержательный; ибо "содержание" - это каждый раз человеческая жизнь, а "форма" - напоминание обо "всём", об "универсуме", о "Божьем мире"; "содержание" - это человеческий голос, а "форма" - все время наличный органный фон для этого голоса, "музыка сфер".

Классическая форма - это как небо, которое Андрей Болконский видит над полем сражения при Аустерлице. Она ... задает свою меру всеобщего, его контекст, - и тем выводит из тупика частного.... я вижу религиозную ценность пушкинской поэзии ... в неуклонной верности контрапункту, в котором человеческому голосу, говорящему свое, страстное, недоброе, нестройное, отвечает что-то вроде хора сил небесных - через строфику, через отрешенную стройность ритма.

С некоторым преувеличением рискнем сказать, что когда мятеж и отчаяние выражают себя в такой безупречно дисциплинированной и притом живой форме, как у Пушкина, - это почти так, как когда псалом принимает вовнутрь своего пространства слова безумца, как известно, сказавшего: "несть Бог", - и тем преодолевает их.

Колхозник

  • Сообщений: 3022
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #929 : 31 Октябрь 2015, 13:44:53 »
Аверинцев, наверное, пытался сказать, что в совершенной ( но изменяющейся) форме, постоянно происходит преображение (изменение) сознания. Наверное, это можно передать через живопись. Только эта картина, будет отражать один из моментов изменяющегося сознания художника.