"В противоположность экстазу аскеза – это самоограничение человека. Ограничение и отсечение всего лишнего, случайного, условного и относительного и утверждение всего абсолютного, вечного, богоподобного. Аскеза есть самособирание, собирание себя в центр. Техники, которые использует аскет, во всем противоположны экстатическим. Вместо танцев, объедения и опьянения, обнаженности и сексуальности, сна – стояние в молитве, пост и трезвость, покрытость тела и половое воздержание, бдение. Если экстаз – это проекция себя вовне, навязывание себя, такого как есть, окружающему миру, то аскеза – это проекция высшего начала на себя, изменение себя в соответствии с образом, с идеалом. Аскеза есть участие человека в подлинном, истинном бытии, в вечной, совершенной божественной жизни.
Греческое слово ασκησις (от ασκεω – упражнять) означает упражняться в чем-либо, упражнять, приучать тело (Геродот, Фукидид), а также упражнения ума и воли (софисты)[1]. Причем имеется в виду техника телесных и ментальных упражнений, средство для достижения не только физического совершенства, но и этических, духовных, мистических целей. Аскеза включает в себя как физическое самоограничение, так и управление чувствами, чувственностью, воздержанность в желаниях, а также упражнение в добродетели.
В аскезе происходит отбор, отсев сил и энергий, с которыми имеет дело человек. Не каждая энергия может приниматься. Не любая сила должна проникать внутрь. Не всякая интенсивность энергии будет приемлемой. Все произвольное, стихийное, хаотическое должно быть упорядочено и соотнесено с системой смыслов, с иерархией ценностей, с общим предназначением человека. "В исихастской аскезе мы обнаруживаем высокоразвитый метод, который включает в себя целый ряд методик, строго регламентированных процедур организации опыта, создания его особых условий, его очищения, проверки и толкования"[2].Нельзя смешивать разнородные энергии. Надо освободить место для принятия и воплощения высших смыслов"