Исихазм

Автор Тема: Слышал ли кто-нибудь про Силуановские чтения?  (Прочитано 13733 раз)

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: Слышал ли кто-нибудь про Силуановские чтения?
« Ответ #30 : 05 Октябрь 2008, 23:14:50 »
***а по вашему давайте будем читать все подряд ?и правое и левое..?***
"Странная" реакция... не адекватная.
хорошо скажу по другому раз вы так считаете...
проф. Московской Духовной Академии А.И Осипов и ряд других лиц (в том числе священнослужителей) прямо говорят  что о.Сафроний (Сахаров) не совсем “правильно” понимает духовную жизнь.
Алексей Ильич Осипов хороший человек, но не молитвенник. Опираться на его мнение относительно о. Софрония -- несколько легкомысленный шаг.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: Слышал ли кто-нибудь про Силуановские чтения?
« Ответ #31 : 06 Октябрь 2008, 01:40:46 »
И на основании  этих заметок делать далеко идущие выводы об ошибках о.Софрония?

Мы уже обсуждали на форуме извращенную формулировку современного монашества: нам осталось покаяние. Эта формулировка стала слоганом тех, кто погряз в грехах настолько, что и благодати не видел. Конечно, такой формулировка стала не у игумена Никона, а у его последователей, но основа заложена им.

О.Никон пишет: "По Игнатию Брянчанинову и всем свв. отцам, молитва человека должна быть молитвою покаяния, а не исканием благодати."

Но это же откровенная неправда, в которой присутствует и незнание святых отцов, и подмена. По учению церкви благодать - это нетварная энергия божества, т.е. Сам Бог. Не искать благодати означает не искать Бога!

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Мы призываем войти в нас Бога - и очистить, и спасти! Но сначала войти, ибо истинное покаяние дает только Он.

Не ублажаться благодатными переживаниями - вот чему учат святые отцы! А Бога и Его благодать - искать!

Или взять Иисусову молитву: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!

Мы имеем дерзновение (оно смиренное, это дерзновение) обращаться к Богу с просьбой помиловать нас, грешных. Помиловать - это дать Божию милость, а она - благодать! Иисусова молитва - это призывание благодати в смирении и осознании своих грехов.

Далее. Мнение о.Софрония о беспрекословном послушании духовнику (духовному отцу) зиждется на афонской традиции, и ничего от себя он здесь не говорит. Поскольку эта традиция на Руси была разрушена (забыта, не действенна), то и не годилась, что не означает, что о.Софроний был не прав. Обычное дело, не всегда и не везде какое-то правило исполнимо, но суть этого правила истинна и к ней следует стремиться. А суть простая: истинный духовник - Дух Святой. Когда Дух Святой говорит через духовного отца, то послушание Духу через духовного отца, а нет такового, то и послушание (Духу) не отменяется.

Про «держи ум твой во аде» о.Никон, похоже, особо не понял. Это совсем не начальное смирение, а смирение человека, уже познавшего благодать. И от Самого Господа он получает благословение держать ум во аде и не отчаиваться!

О.Никон пишет:
п.27 Автор (иер. Софроний) упускает из виду или же не усвоил вполне следующих положений:
1. Каждый человек находится в состоянии падения, при котором Слово Божие может быть понято очень ограниченно.
2. По мере роста внутреннего, «нового» человека, открывается и более глубокий скрытый смысл Писания.


И эта книга, и все последующие книги и беседы о.Софрония неопровержимо свидетельствуют, что и понял, и усвоил.

Подытоживая, скажу, что о.Софроний, по моему мнению, говорит намного ближе к святоотеческой традиции, чем игумен Никон. Видимо, не зря Господь избрал именно его донести до нас свет евангельской истины, данной преизбыточно старцу Силуану.
К словам Alexander'a  нечего добавить. Но вот какая напасть объявилась: на Афоне уже давно "бродили" различные мнения о Силуане.

К примеру:
1)"Залетный" европейский художник Софронов создал миф о старце Силуане. То есть  был мол  такой русский Силуан, но Софроний его просто "озвучил". А таких мол "силуанов" на Афоне в разных м-рях - пруд пруди, но их никто мол-де их не афишировал.

2) "Старец Силуан" - скорее собирательный образ афонского подвижника (как страдалец большевицких гонений "отец Арсений"). Софроний выбрал-де героем своего романа простого русского монаха Силуана и придумал-де из него старца. А "Писания Силуана" принадлежали якобы не Силуану, а какому-то другому неизвестному русскому монаху.
 

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

Re: Слышал ли кто-нибудь про Силуановские чтения?
« Ответ #32 : 06 Октябрь 2008, 01:47:04 »
Если опираться на авторитетов - хотя, порою, это весьма ущербное занятие - то почему Патриарх благославил эту книгу?
   Крупные издательства получают благословение автоматически.Кого решат издать его книга уже выходит "По благословению Патриарха..."Когда читал Осипова о смерти пришёл в ужас,как ТАКОЕ вообще могли напечатать!Но,видать,он профессор и в этом звании проходит всякая отсебятинка. :cry:
Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Слышал ли кто-нибудь про Силуановские чтения?
« Ответ #33 : 06 Октябрь 2008, 02:00:35 »
Можно еще историю с главой прп.Силуана вспомнить (как ее утопили или закопали, чтобы  только почитания не было), сопротивление еп.Василия (Кривошеина) помянуть.  

Только вот вторую часть книги (сами записи прп.Силуана) никак не мог о.Софроний исказить. И, как ни странно, согласуется мнение Софрония о Силуане со словами самого Силуана. Мнение о.Софрония облечено в некую форму, которая и сделала доступными и привлекательными для современного читателя слова преподобного.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Слышал ли кто-нибудь про Силуановские чтения?
« Ответ #34 : 06 Октябрь 2008, 02:29:32 »
И еще. Монашество (прежде всего, афонское) хранит (или хранило?) в себе Божий свет... путь к нему. Но это же монашество стало и кастой: со своими гласными и негласными посвящениями, тайнами, отгороженностью и неистребимым чувством превосходства. И внешнее смирение становилось все больше атрибутом в игре тщеславия. И вдруг появляется книга о прп.Силуане. Она стала излиянием света и квинтэссенцией монашеского опыта. И в ней говорилось о главном... главном, но почему-то позабытом: любви к врагам, истинном смирении и Духе Святом, Которым только по-настоящему и живет человек. И разорвалась завеса в храме, и миряне-"профаны" получили то, что им не полагается по статусу... небожьему статусу. Тут бы радоваться и ликовать в Духе Божьем, а кто-то стал злиться и ревновать. Вот так...

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Слышал ли кто-нибудь про Силуановские чтения?
« Ответ #35 : 06 Октябрь 2008, 02:52:42 »
Когда читал Осипова о смерти пришёл в ужас,как ТАКОЕ вообще могли напечатать!Но,видать,он профессор и в этом звании проходит всякая отсебятинка. :cry:
d'URIMAR fossoris, дайте ссылку, пожалуйста, на "О смерти" у Осипова. Я слушал много его лекций в формате MP3, но особенных шероховатостей не заметил, поэтому отношу себя к его почитателям. Может зря?
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

Re: Слышал ли кто-нибудь про Силуановские чтения?
« Ответ #36 : 06 Октябрь 2008, 03:33:01 »
   Я тоже его почитатель любезный,но согласен не со всем,что он говорит.Когда найду те перлы о посмертной жизни сообщу Вам.Читал в бумажном варианте.
Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Слышал ли кто-нибудь про Силуановские чтения?
« Ответ #37 : 06 Октябрь 2008, 17:06:43 »
Когда найду те перлы о посмертной жизни сообщу Вам.
О посмертной жизни, это точно, только "перлы" могут быть. Типа всякого рода историй о "посмертных мытарствах", так по-читаемые в околоцерковной тусовке.
На меня когда-то в ранней молодости произвел впечатление Георгий Иванович Гурждиев, сказавший: "Есть больше чем один способ жить, и больше чем один способ умирать".
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

м. Евстафий

  • Сообщений: 54
    • Просмотр профиля

Re: Слышал ли кто-нибудь про Силуановские чтения?
« Ответ #38 : 13 Декабрь 2008, 11:36:15 »
Это самое настоящее искушение (критика А.И. Осиповым о. Софрония). Я писал бакалаврскую работу (заканчивая семинарию) по  богословию о. Софрония, специально изучал этот вопрос и могу со всей ответственностью заявить: Алексей Ильич здесь очень серьезно ошибается. И то, что он прикрывается пометками иг. Никона (которые, кстати, не были предназначены для печати), еще ничего не значит. Сам о. Никон писал, что считает себя "лесным монахом", т.к. никогда не жил в монастыре. Вы понимаете, что это значит? Путь о. Никона глубоко индивидуалистичен (т.е. нестандартен, неординарен), а вот о. Софроний прошел классическую, если так можно выразится, монашескую школу послушания. У него был старец - и какой Старец!..
Конечно, оба этих подвижника - святы. Однако и святые в жизни нередко делали ошибки. Например, критические слова о. Никона о послушании (при том, что сам о. Никон не только на Афоне не был, но даже вообще ни в каком монастыре не жил) я всерьез не могу принять...
В идеале, эти примечания в книге "Старец Силуан" вообще не стоило бы читать, т. к. они сеют только смущение и подозрение.
Простите.

Афанасий

  • Сообщений: 939
    • Просмотр профиля

Re: Слышал ли кто-нибудь про Силуановские чтения?
« Ответ #39 : 13 Декабрь 2008, 12:05:42 »
"Когда читал Осипова о смерти пришёл в ужас,как ТАКОЕ вообще могли напечатать!Но,видать,он профессор и в этом звании проходит всякая отсебятинка. :cry:
Без "отсебятинки" не было бы и творений святых отцов.
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно