1.) Никак не приходит понимание, что деление на монахов и мирян - по внешнему признаку. И как любое суждение и деление по внешности, оно часто не верно. Истинное же деление по внутреннему: посвящает человек себя Богу или посвящает себя человек делам мира. И что видим: первые три века христианства монашества не было! И что, миряне - христиане первых трех веков - были ущербны - по логике защитников превосходства пути внешнего монашества?
2.1) Монашество зародилось во многом как протест на обмирщение христианской жизни. И что произошло позже? Обмирщилась сама монашеская жизнь! Много ли монахов подвизается по полной молитвенной программе? Много ли Вы знаете скитов с насыщенной молитвенной жизнью? Монастыри стали проходными дворами, требными конторами и туристическими базами.
2.2) Начиная с 20-ого века, происходит исход молитвенников из монастырей. И появляется идея-слоган этого исхода "монастырь в миру".
3.) Не важно, на каком месте подвизается человек! Важно, посвящает ли он себя Богу или посвящает себя служению делам мира сего - в любой оболочке: мирской или институционально-церковной.
4.) Посвящение себя Богу (монашество по духу) не иссякло, иссякли старые (внешние) формы монашества.
1. Христиане первых трех веков подвергались жестоким гонениям и были мучимы за веру - монашество появилось как реакция на то, что власти стали лояльно относиться к их вере, а они жаждали пострадать за Христа и стали уходить в пустыни и мучили себя сами голодом, жаждой, бдением и прочее прочее. Так что я не считаю, что христиане первых веков были более ущербны.
2.1. Я на это уже писал, повторяться не буду, но добавлю, что то что было разрушено в синодальный период, а практически полностью добито в период советской власти не так просто восстановить. Сначала надо восстановить стены, что уже практически сделано в большинстве мест. Дальше надо восстановить дух, что гораздо тяжелее и дольше и по времени и по сложности настоящего положения дефицита духовности. Поэтому надо заниматься восстановлением, а не изобретать велосипед.
2.2. По моему более продуктивно восстанавливать, к примеру, скит по благословению архиерея, и не придумывать монашество в миру, которое было вынужденной реакцией на гонения сов. власти, а не искренним желанием самих монахов. Про Глинскую пустынь помните - как их выгоняли в сов. время? и что-же - те стояли до конца, до последней возможности пребывать в святых стенах любимой обители, может они были не очень грамотные и не знали, что можно устроить "монастырь в миру" и это будет то-же самое, или не знали что "Не важно, на каком месте подвизается человек!"? Ну темные забитые монахи наверно, совсем не понимающие смысла монашества, в отличие от нас. Привидите конкретные примеры, в защиту своей позиции, Alexander.
3. С этим не спорю, но это общие слова.
4. Как так внешние формы иссякли? - приведите слова св. отцов. Как раз формы на все века правильные. Что дух монашества значительно ослаб - это факт, но и дух христиан в миру точно также ослаб. Слабые монахи это чада и порождения слабого христианского общества.
Про это хорошо сказал арх. Софроний в 1 т. Духовных бесед Беседа 1-я, повторять нет смысла, кому интересно возьмет и прочитает. О важности форм есть у св.Игнатия Брянчанинова. Формы очень важны и именно формы будут наполняться Духом.
Впрочем исключения были, юродивые, например, но никто никогда не относил их к монашеству, хотя считается, что юродство больше монашества.
И еще, в книге арх.Софрония Подвиг богопознания у него есть мысли по поводу пребывания в послушании в Церкви (для монаха, иеромонаха это практически долг, обет) - он пишет: "Достаточно самого поверхностного ознакомления с канонами Церкви и законами государства о монашестве и священстве, чтобы понять, что мы стеснены до последней степени, до форм гонения. Отречение от мира - мир отомщает нам отвержением и изгнанием и ненавистью. Особенно монашеству. Монашество гонится даже церковными властями....". И далее, несмотря на такой негатив, нет призыва уходить в мир, подвизаться каким-то особенным путем, монашествовать в миру (это и в Духовных беседах), а красной нитью проходит мысль о возрождении монашества, о том что необходимо "восстановление и исправление всего, что нужно исправить"(Дух. бес. стр.33). И сам он построил монастырь, все канонично.