Ака: "Где ее тебе легче стяжать, там ты ее и больше получишь" - а как человек может знать, где он получит больше благодати? По-вашему, выходит, что монахи получают её больше, потому что больше "трудятся" - больше молятся и т.п., но ведь благодать не деньги, она даётся даром, и не за труды, а за что-то другое - даже не знаю за что, одному за смирение, другому за милость, третьему за любовь... Не помню кто говорил, то ли Тадей Сербский, то ли кто другой, что он встретил среди монашества только одного благодатного, а среди мирян - многих.
В миру, на мой взгляд, благодать более скрыта, действует более прикровенно - и незаметна, скорее не так заметна как в монастыре. Поэтому и кажется на поверхностный взгляд, что в монахах её больше, мол молятся больше и т.п. Нет, Бог не пристрастен, и не строит жизни людей так, чтобы одних заранее отправить в монастырь и там давать благодать, а другим устроить жизнь без монастыря и как бы урезать тем самым духовную жизнь.
Сравнение монаха с профессионалом похоже на видимые мной жизненные примеры людей искусства - один с детства получает классическое музыкальное образование, проходит многолетнюю муштру и в результате - натасканный музыкант, который относится к музыке как к профессии- что отражается и на исполнении, технически безукоризненном, но лишённом духа. Другой, не получив того, что получил первый, имеет просто дар от Бога, и пусть он не имеет такой технической подготовки - зато имеет дух, и трогает людские сердца больше чем первый.
Иосиф Исихаст - настоящий монах, но называть его "профессионалом" - коробит. Это мирское слово и в духовной жизни неуместно. Его жизненный путь был высок, но давайте посмотрим, например, на жизненный путь Арво Пярта (который ещё жив), и одному Богу известно - скольким людям он помог своей музыкой. Тоже исцеляет, тоже лечит и помогает - но особым образом, и оценить плод его уже прожитой жизни нам практически невозможно. Не помню сколько раз музыка Пярта спасала меня из чёрной ямы уныния и безнадежности.