Вообще я думаю, что нельзя людей равнять и говорить за всех, дискуссия не о спасении - спастись с Божией помощью можно в любых условиях и обстоятельствах. Дискуссия больше о том, что если человек имея определенные духовные дарования, аскетическую и подвижническую направленность избирает мирской образ жизни - то равноценны ли будут его труды с тем случаем, если бы он избрал монашество.
Исходя из этого подбираю примеры.
Есть еще прекрасный текст - короткая главка из "Мучения любви" арх.Лазаря Абашидзе стр.221 "Закатывающееся солнце".
Рассматривая последний пример - в этом случае благодать показала подвижнику, что надо уходить в горы, чтобы он не прельстился казалось-бы удобными и комфортными условиями. Но все-же - в горы!
Монашество современных монастырей может еще слабое и условия жизни в общине тяжелые, но благодать и там может покрыть подвижника, как и живущего в миру. Только живя в миру, даже имея прекрасные условия, ему тяжело приобретать духовный опыт. В монастыре у человека всегда есть примеры перед глазами - как отрицательные (про которые все толкует админ), так и положительные - и если человек внимательный ему легко смиряться. Да там вся жизнь поставлена - надо смиряться. А это самое главное. Причина неуспехов тоже в этом. Но в монастыре - ты всегда под контролем начальства, братии - подскажут, некоторые даже специально будут давить на слабые места. Очень помогает при правильном отношении. В миру ты никому не нужен, люди на тебя другими глазами смотрят. Если ты живешь по христиански - все вокруг скорее будут тебя хвалить (вот где придется бороться с тщеславием) - хорош на работе, в семье, в общине храма - он же безотказный и прочее.
Ну, в прочем, вот еще пример: "Собрал старец учеников и давай их учить молитве, как помыслы отражать, искушения на ночной молитве и прочее. Проходит время - все преуспевают, усердно молятся, все получается. Ну решил он их проверить, начал смирять. Через некоторое время никого не осталось - все разбежались." Так как сначала надо учиться смирению, потом молитве. В монастыре это удобнее, чем в миру - где ты сам себе голова.
В монастыре благословили - вопросов меньше - воля Божия или нет. В миру всегда есть возможность уйти или избежать каких-то неприятных вещей, которые душеполезны и посланы Богом для нашего же блага.
Для обычного, духовно одаренного, человека лучше все-же начинать в монастыре, там он может пройти начальное обучение, увидеть свои немощи, слабости. А далее искать, быть может, более удобного места спасения. У многих подвижников последнего времени бывало много перемещений.
Если заниматься только в миру, то, устрояя все по своей воле, не преуспевать в смирении и молитве, а только в молитве. Но такие молитвенники известны - им слово не скажи, других слушать не будут - мастера. Потом случается беда. Вот и все. Особенно это касается новоначальных. Как человеку разобраться в его, еще довольно простых вопросах, когда рядом никого нет из более опытных? В монастыре любой новоначальный если и старца не найдет, то более опытного подвижника найдет легко. А также поддержку и ободрение.
А если в миру заниматься так, когда время есть, между делом, - то от монастыря это далеко стоит. Не будет таких плодов, какие в монастыре возможны, даже в наше время. Сделайте проекцию на всю жизнь - мир или монастырь.