Да, это разные пути, внешне совсем разные, но они в то же время неразделимы. Граница есть, но она проходит не по монастырским стенам.
И в тоже время...
Ап. Павел:
7. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.
8. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.
9. Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.
И еще:
Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.
Почему мне, как мирянину, не признать, что да, хорошо быть монахом, но я, по слабостям своим и куче других причин, не могу вместить его? По крайней мере это честно...
И кажется, что ныне существующий акцент на равночестности пути суть некая дань последнему времени. Почему? А чтобы не оттолкнуть от Церкви часто слишком агрессивных в этом вопросе мирян. Откуда эта агрессия? Возможно и от бытовавшего некогда превозношения=агрессии части монашествующих. Но только ли это ответная реакция? Может быть некая внутренняя зависть?