Здесь можно указать, что святые отцы проводившие в великих и подвижнеческих трудах, оставили нам учение о возможности стяжания благодати и без обычных трудов телесного подвига, а только за веру и любовь, ее доказующую, т.е. только в подвиге душевном.
Макарий Великий говорит:"....Иных, как скоро приступает с верою и молитвою, пока еще живут в мире, без трудов, потов и излияний, предваряют дарования и дары Святого Духа. При сем Бог дает благодать не без причины, не безвременно.......а для того чтобы они показали рачительность, неутомимость, усилие и плод любви от своей воли."
Т.Е. они должны плодами своей жизни оправдать полученные за просто так дары, воздать за дарования, всецело предавая себя любви Господней.
А Иоанн Листвичник, Григрий Синаит и другие отцы тоже говорят об этом.
"Некоторые, по не постижимым распоряжениям Божьим, получили благодатные дарования прежде трудов, другие-в самих трудах, иные после трудов, а некоторые уже при смерти. Достойно испытания, кто из них смиреннее прочих".(преп.Ин. Листвичек).
Таким образом, не только "гордый подвиг" не спасает, а наоборот, губит,не только тогда бесценны труды подвига, когда он отрываясь от смирения веры, становиться самоцелью, но подвижнический труд, по учению отцов аскетов, не есть всегда условие стяжание благодати, т.е. единственной спасающей силы Божьей.
Спасает только вера, и эта спасительная вера может иногда доказать себя вне обычных трудов телесного подвига: В любви, молитве и смирении.