Трезвение - это различение в себе своего от чуждого, дьявольского, которое действует во мне.
Все зависит от того, какие критерии "своего" и "чуждого" мы возьмем за основу. Можно исходить из идеи, что чуждое входит в нас через помыслы - тогда трезвение есть отсечение помыслов. И это безусловно правильно.
Но этого недостаточно, так как чуждое УЖЕ вошло в нас и живет в нашем сердце.
Для того, кто достиг чистоты сердца, для трезвения досточно сохранять внутреннее молчания. Об этом и пишут Отцы
Древние святые отцы, великие творцы умного делания, писали о молитве Иисусовой много. Но они начинают с описания высоких степеней созерцательной молитвы, пишут о молитве умно-сердечной самодвижной, опуская предыдущие начальные уровни. Только редкие из них касаются молитвы умно-сердечной деятельной и сопровождающих ее мечтательных искушений. При этом все отцы пишут кратко и прикровенно, и вот по какой причине.
Когда святые отцы писали об Иисусовой молитве, тогда опытно знающих делателей было много и не было нужды подробно описывать начальные стадии, так как было кому наставить. Кроме того, прочесть писания мог и неподготовленный человек, а пользу извлечь мог лишь готовый. Потому отцы писали кратко и прикровенно. Готовый и в кратком описании поймет нужное, а неготовый не повредит разума своего. Не все понимают, что молитва духовная начинает действовать в человеке только после того, как он приступает ко всецелому исполнению воли Божьей. До этих пор молитва бывает лишь деятельной. Горько ошибается тот, кто принимает ее за духовную. Если неоконченное еще делание плотского ума принимается за духовное, то это есть прельщение и горе.
В настоящее время опытных делателей почти не осталось. Всякий, возжелавший творить молитву, уже в самом начале подвергается сомнениям в правильности и успешности своих действий. Потрудившись немного и не усмотрев желанных плодов, он оставляет это священное дело, а иногда даже хулит его. Так удаляется человек от обладания небесным разумом, явленным на земле Христом: "возсия мирови свет разума". А утрата эта обрекает на погружение в тот умственный мрак, в котором человечество пребывало до пришествия Христа. Когда утрачена способность разумно славить Бога, тогда славословят одним языком, а слова без участия разума не возжигают сердце, но угашают его.
Так я, при всей моей немощи, плача и сокрушаясь от бессилия своего, все же сильно желал, чтобы продолжалось разумное прославление Бога, чтобы не уменьшалось, а росло число уготовляющих свои сердца в жилище Богу. Всем жаждущим истинно славить Бога я дерзнул предложить сии слова не в качестве наставления, ибо вы сами разумнее меня, но в виде братского совета, делясь тем, что имею по бедности моей.
Итак, кто еще далек от чистоты сердца, тот пока еще не может, не готов к тому, чтобы применять к себе аскетические советы Древних. Вернее, применить-то он их может, однако истолкут по-своему и внесет в слова Отцов свой смысл, что весьма опасно.
Потому автор этой книги
http://psylib.org.ua/books/antgo01/index.htmсчитает необходимым для нас в самое начало подвига полагать именно словесную молитву, которая заставляет таящиеся в сердце страсти приходить в движение. Молитва провоцирует врага на сопротивление, заставляя его обнаруживать скрытые в нашем сердце "козыри" против нас.
Потому "трезвние" он рассматривает только как сочетание молитвы и отсечения помыслов.
Парадокс в том, что отсекать помыслы БЕЗ молитвы кажется легче, так как враг не оказывает в этом случае такого активного противодействия. Нет провокации с нашей стороны - борьбв слабеет.
Человек сравнительно легко пребывает в состоянии "трезвения", не понимя того, что живущие в сердце страти никуда не делись, они только притаились и ждут своего часа. Идя таким путем, можно подняться очень высоко, а потом очнуться у разбитого корыта.
Потому-то вл.Антоний считает, что именно для нас, страстных и грешных, трезвение необходимо должно сочетать в себе И молитву, И отсечение помыслов. Так я понимаю логику вл.Антония Голынского-Михайловского.
Молитва провоцирует врага, внутреннее молчание при молитве обессиливает его. В таком сочетании происходит реалное продвижение вперед. Без этого продвижение иллюзорно.