Не знаю, мне кажется, тут два момента есть.
Первый - это отречение от своей воли (даже в применении к молитве) - когда ты вверяешь себя в волю другого (духовного отца). Это уже элемент Пути ) Отчасти ведь для этого происходит обращение к более опытному в брани.
Но есть люди, которые способны отказаться от своей воли без учителя, без благословляющего. Потому что Дух, наверное, не обязательно передавать - он есть в каждом. Вопрос лишь в том, насколько хватит "сил" человека отказаться от своей воли - и предаться воле Духа, да еще и суметь ее отличить.
В начале у многих же так происходит..... Церковь (и благословение) недоступны - возможно, не в географическом плане, а в плане......... страха, предубеждений - или напротив, "светскости" (если можно так выразиться) стремлений самого человека. То есть формально доступна, а действительно - нет.
Молитва же, если начата - сама расставит все по своим местам. Потом, может, человек сам обратится за благословением.
И ведь даже если человек обращается в молитве с некоторыми "корыстными" мотивами самости - "практика", "обрести какой-то опыт" и тд - вместо покаяния из глубины ада, в котором человек видит себя, и плачет - молитва все исправит ))
Человек же как обращается......Господи, Иисусе Христе, Сыне Божийм помилуй мя, ГРЕШНАГО.
Чем принципиально отличается перед Христом, будучи в предстоянии (!) "практикант, ищущий просветления", у которого такое намерение самости, или правславный христианин, который тоже грешен, у которого тоже есть какие-то другие намерения самости.......
Какая разница ))) Просто Дух откроет этим людям разные ситуации, учить будет по разному ) Потому что грехи разные.
Я не думаю, что какие-то ложные мотивы к молитве делают из человека язычника, или идолопоклонника - он ВСЕ РАВНО!!!! словами говорит о своей греховности.
Как любой из нас. Разве я не прихожу в молитве с полным страстей сердцем? Тоже прихожу. Может, я молюсь тоже из "корыстных" побуждений, и, даст Бог, если получится, если покажет мне - я тоже увижу потом и мне дурно станет от этого видения своего обмана.