Исихазм

Автор Тема: Учитель в исихазме и потребность в нем?  (Прочитано 28870 раз)

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Учитель в исихазме и потребность в нем?
« Ответ #105 : 11 Январь 2009, 00:34:57 »
У меня просьба ко всем.

Вот здесь разговор об учительстве.

Кто имеет учителя - может поделитесь, какие конкретные советы были вам даны? Именно в молитвенной области, не в области работы с личными грехами... Это ведь не из разряда тайн. Это может помочь другим.


не все так просто с советами и учителями:-)

Я когда-то имел учителя (связь с ним давно утеряна), но понимал совсем немногое из того, что он мне пытался втолковать (к тому же это было достаточно личным, поэтому нет полной уверенности, что эти советы помогут кому-то другому и не навредят)

вот, например, в ответ на мои жалобы, что усиленная Иисусова молитва вызывает у меня болезненные ощущения в области сердца (а живот так вообще заболевает), он говорил мне (с такой своей неподражаемой веселостью во взгляде) что-то вроде того, что в молитве должно участвовать все тело (то есть вещь довольно "банальную"), а потом тыкал меня кулаком в живот (от чего мне была даже больно), касался ладонью возле солнечного сплетения, а пальцем указывал на лоб

вот и догадайся, что он имел ввиду:-) (хотя после этого всего мне становилось несколько легче)

это я к тому, что советы надо еще сформулировать и до них надо дорасти

теперь мне кажется более понятным, что он (указывая конкретный способ "молитвы всем существом" для избежания возникающих при усиленной молитве трудностей) пытался сказать мне что-то вроде того, что "жизненную энергию, которая находится у человека в области живота, переводи в область сердца, усиливая тем самым молитву и сосредоточенность ума и уменьшая возникающие в этих областях физические затруднения"

пусть каждый сам рассудит, насколько такие советы могут оказаться полезными и насколько они соответствуют православной догматике (по мне так не очень):-)

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Учитель в исихазме и потребность в нем?
« Ответ #106 : 11 Январь 2009, 01:28:22 »

Евгений, спасибо, что рассказали.

Цитата: Евгений
вот, например, в ответ на мои жалобы, что усиленная Иисусова молитва вызывает у меня болезненные ощущения в области сердца (а живот так вообще заболевает), он говорил мне

А усиленная - это в каких количествах? Или "усиленная" - это качество?

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Учитель в исихазме и потребность в нем?
« Ответ #107 : 11 Январь 2009, 02:03:48 »
количество, я исполнял тогда большое правило
дело было даже не в Иисусовой молитве, а скорее в большом правиле
ну и в том, что по его мнению надо не большое правило исполнять, а правильно это делать (что и так в общем очевидно)

o2inhal

  • Сообщений: 215
    • Просмотр профиля

Re: Учитель в исихазме и потребность в нем?
« Ответ #108 : 11 Январь 2009, 09:20:36 »
После выполнения большого количества или большого правила действительно бывают болезненные ощущения. Болит, чаще всего, голова. Бывает что болит живот и спина. Это все относится больше к плотскому деланию. Св. Димитрий Ростовский в своей книге Алфавит духовный пишет: "...какой труд любить любимого?..." Вот это уже делание духовное, тогда все само собой получается и голова не болит, и живот в порядке, и сердце радуется.

Но избежать рабского труда мало кому удается, видимо грех умервщляет душу живую так, что ее оживление не случается в один миг. В трудах этих есть и смысл и польза. Хорошо когда есть рядом опытный наставник, с ним проще и быстрее можно пройти этот этап, а когда его нет, тогда остается только на помощь Божью уповать которая часто приходит неведомым образом. Еще приходится в одиночку терпеть клеветника который постоянно внушает мысли о бесполезности трудов, будто молящийся забыт у Господа и Им отвергут и т.д.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Учитель в исихазме и потребность в нем?
« Ответ #109 : 11 Январь 2009, 10:39:32 »
Цитата: angel
Ок. Помню первый свой вопрос: как молится? ответ если честно меня удивил(потому что казалось молитва это что то сложное): - молитва это в первую очередь общение с Богом, поэтому молится с верой и искренно. Это может быть как просьба так и просто разговор. Ну конечно напомнили про молитву Отче наш,Псалмы и другие библейские молитвы, на которые можно опираться в молитве.( например если молитва об исцелении то найти места Св.Писания говорящие об исцелении и т.д.) Общая мысль была такая что Бог никакой образец или шаблон не заменит живого общения с Богом,так сказать онлайн

Спасибо за рассказ.

Мне в том же ключе были даны наставления: прочищать мозги от мусора, отбирать круг чтения (Св. Отцы и Писание), ежедневно по кафисме и ежедневные литургические чтения Евангелия. Акцент был не на Иисусовой молитве. 

Избавиться от странных наплывов во время молитвы помог совет отстраняться от эмоционального и осмыслять (сосредоточенно) то, что мысленно произносишь. Еще дан был совет организовать себя сначала как разумный дух (что это значит - до сих пор не до конца поняла), а уже потом выстраивать отношения любви с Господом. Так как те чувства, что на данный момент в наличии - это не то что нужно.






Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Учитель в исихазме и потребность в нем?
« Ответ #110 : 11 Январь 2009, 12:23:38 »
К учительству в нынешние времена старые мерки не очень подходят... особенно в условиях, когда внутреннее подвизание заведомо ценнее внешнего. Конечно, кому важны внешние элементы наставничества, тот их и ищет, при этом теряя время на главное.

И советы человека, опытно (и глубоко!) знакомого с молитвой, не будут влезать в прокрустово ложе "догматических" представлений о молитве, ибо молитвенная "догматика", увы, часто делается людьми, далекими от молитвы, и направлена она на умертвление и формализацию молитвы, а не на ее живое становление и развитие.

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: Учитель в исихазме и потребность в нем?
« Ответ #111 : 11 Январь 2009, 13:30:51 »
К учительству в нынешние времена старые мерки не очень подходят... особенно в условиях, когда внутреннее подвизание заведомо ценнее внешнего.

На днях задумался над словами одной из молитв утренних (Молитва 8-ая, Господу нашему Иисус Христу):

"Вера же вместо дел да вменится мне. Боже мой, не обрящеши отнюдь оправдающиз мя. Но эта вера да довлееет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет меня причастника славы Твоя вечныя"

Никогда не мог понять эту часть, вспоминая "вера без дел мертва". Тут понял вдруг, что речь идет просто о внешних поступках, в которых может быть совершенно разные мотивации.  Правильно ли понял в этом контексте и ваш пост, в частности? Или вообще неправильно все понял... ;)