Вообще в исихазме, конечно, нужен учитель. Можно сказать необходим.
Слишком опасные области проходит душа в опыте молитвы. Можно заблудиться, угодить в сети и плутать бесконечно.
В моей ситуации учитель "собирательный". Как на перекладных добираюсь, на попутках с пересадками.
А что делать, если нет возможности войти в послушание в лучших монашеских традициях... И собственный "непослушный" характер ставит преграду - не берут...
Сейчас, наверно, самая лучшая позиция - "послушание Церкви". Личное послушание определенному церковному лицу - вещь нереальная. Лиц таких может не оказаться. "Послушание Церкви" - это сложнее, конечно, нужно вживаться в то, что настоящая церковная реальность.
Вот интересно - по части учительства в некоторые моменты имела "стереоэффект". Две различных реакции на одно и тоже проживаемое явление. И именно из сложения разнонаправленных векторов пробился проход в стене, завалившей путь.
Иногда сама выбираю учителя. Какого-то конкретного автора, труды которого есть в интернете. Читаю все последовательно, хорошо бы еще чтобы личная полемика была доступна, разговоры, проповеди...
При современном развитии средств общения все это возможно. Есть блоги, есть опубликованные богословские труды, есть сайты храмов, где служит человек.
Ну вот, погружаешься, как-то срастаешься с личностью автора. Перенимаешь его взгляд на вещи.
Одновременно молишься, чтобы Бог помог пройти этот путь научения от конкретного человека, чтобы в восприятии различить, что Божие, а что человеческое.
Так, приблизительно.