Александр: поймать смысл - и двигаться в этом смысле. И тогда тема начнет раскрываться, смысл будет наполняться, произойдет отождествление с опытом.
Ниже о смысле, движении и отождествлении.
В этой теме наблюдается перемешивание различных понятий
Самость, Я, Индивидуальность, Личность, Отделенность, Единение. Разделим эти слова на две группы понятий, которым свойственно умирание и свойственна вечность.
1.
Умирание: самость, индивидуальность, отделенность
2.
Вечность: Я, Личность, Единение
Первая категория присуща поврежденной природе человека. Вторая – присуща естественному состоянию Человека.
Тождества: 1. самость=индивидуальность=отделенность
2. Я=Личность=Единение
Движения: можно составить пары понятий, отражающих процесс умирания или движения от поврежденной природы к первоначальному естеству:
От самости – к Я, от индивидуальности – к Личности, от отделенности – к Единению.Добавлю еще пары понятий, отражающих движение от умирания к вечности: без Бога – с Богом, отпадение-обожение, самообращенность-созерцание.
Понятия первой группы отражают состояние человека без Бога, без Любви, без Истины, в темноте. Понятия второй группы – с Богом, в Любви, в познании Истины и Света. Первая группа понятий отражает следствие грехопадения Адама подобно понятию «тленность». Вторая группа понятий отражает вечное естество человека, которое остается и после грехопадения Адама, но повреждено.
Вторая группа понятий содержит в себе первую. Я как Личность в Единении наблюдает за своей самостью-индивидуальностью-отделенностью.
Движущая сила движения: Творец заложил в Человека такое свойство, как стремление к совершенствованию. Это свойство должно было привести Адама от подобия к совершенству, как Отец наш.
О самости можно говорить, как о болезни или повреждении идеала. Но можно ее рассматривать, как необходимое условие возвращения блудного сына к Отцу. Необходимое, но не достаточное. Достаточным оно становится в соединении с произволением человека. Отец наш по милости создал условия, которые могут вернуть человека в его Отчий дом. Поэтому самость можно назвать великим даром Бога человеку, без которого человек последовал бы по стопам диавола. Самость нужно не презирать, а благодарить Бога, что Он даровал самость как возможность и как источник оживления другого дара - стремления Личного Я к совершенству (горения).
Скорлупа или бесконечность? Самость и отделенность наводят на образ скорлупы. Этот образ навеян вторым рождением, при котором, однако, самость не умирает. Личное Я или Дух трудно представить внутри скорлупы. Личное Я окружено не скорлупой, а заботой-промыслом Божьим. Такое представление не загоняет человека в замкнутое пространство скорлупы, а соединяет с бесконечным Я. Скорее самость – это язва на теле Личности, которая настолько поразила все тело, что оно уже не способно естественно двигаться. Язва-самость, как и все болезни, дарует спасительное страдание, оживляющее горение к Богу.
Трансформация или исцеление? Движение от самости к Я – это не отмирание с трансформацией в Я, как трансформация семени в росток, а постепенное исцеление язвы на теле Я. Также, не трансформация индивидуальности в Личность, а постепенное стирание индивидуальных особенностей и восстановление Единой Личности по образу Троицы с единой волей. О единой воли Троицы понятно. О единой воли Человека во множестве ипостасей тоже можно говорить, опираясь на Гефсимановскую молитву: «да будут едино, как Мы едино».
В другом моем посте в теме о самости, вероятно, есть противоречие со сказанным здесь. Это не удивительно для больного самостью. Как говорил Игнатий, все мы больны прелестью.