Добрый день.
Прочитал обе ветки темы. Очень интересно. Позвольте поделиться некоторыми соображениями по теме.
Alexander И аскеза, и послушание к умиранию самости не ведет. Человек как был, так и остается эгоистичным, только его эгоистические характеристики сдвигаются и меняются.
Как говорили святые отцы, дьявол способен любое благое начинание превратить в его противоположность. Аскеза и послушание – это инструменты. При правильном использовании они несут благо. При неправильном – вредят.
Индивидуальность соотносится с тварным (душевным, умственным и физическим) мира, она вне духовности (в отличие от личности).
Здесь позвольте с вами не согласиться (хотя, скорее всего, несогласие чисто терминологическое и сути дела не меняет). Личность – это совокупность всех наших привычек, знаний, убеждений… Всего того, что мы накопили в течение жизни, что позволяет нам быть «собой». Как происходит осуждение кого-либо? Человек видит чей-то поступок, сравнивает его с теми данными, что заложены в сознании. И на основании этого выносит вердикт. То есть судит именно личность. Она же – эго, самость...
Индивидуальность же – этот тот неповторимый аромат, колорит, та вибрация, которая отличает данного человека от всех остальных. Как бы он не менялся, в нем все равно будет проявляться именно эта уникальная неповторимость. То есть ты – всегда ты. Скажем, если человек суров, то и святым он – если дорастет – будет достаточно суровым. Внешне суровым, в восприятии людей. Если мягкий и добрый, то и святым он будет таким же – мягким, приветливым. Избавиться от индивидуальности невозможно, да и не нужно – зачем, если она делает тебя тобой? А вот избавиться от личности нам вполне по силам. При этом личность неразрывно связана с умом. Если ум, процесс думания (внутренний диалог) останавливается, теряется способность выносить суждения. Человек просто видит все таким, как оно есть. Простой пример: если сесть, успокоиться, закрыть глаза и несколько раз медленно и глубоко вдохнуть-выдохнуть, а потом, на выдохе, задержать дыхание, возникнет момент тишины. Дальше открываем глаза – и оказываемся в состоянии созерцателя. Чем характеризуется это состояние? Тем, что в данный момент мы представляем собой чистое осознание без примеси «я». В данном случае «я» - это тот, кто обо всем судит, оценивает, выносит суждения. Ветхий душевный человечек, которому до всего есть дело. Этот не то сказал, тот не так посмотрел…
Давайте попробуем изучить это ветхое «я». Из чего оно состоит? Главным образом, из ЧУЖИХ мнений. Собственных знаний – того, до чего мы дошли сами, или чужого, что проверили на практике и что, по факту, стало нашим, очень мало. При этом все эти мнения и суждения формируют нас как личность. Когда мусульманин отказывается есть свинину, это одна из навязанных ему установок. Когда иной христианин считает, что только Православие истинно, а все остальные учения ложны, это тоже установка сознания. И таких установок у нас – тьма-тьмущая. Совокупность всего этого и является нашим маленьким ветхим «я».
Предположим, мы решили избавиться от этого ветхого человечка (собственно говоря, именно ветхий человечек и решает это сделать, убежденный в том, что это принесет ему какие-то блага). Начинаем следить за собой – за своими мыслями, побуждениями. Именно следить, не бороться с собой. Борьба не только не приносит пользы, но, как и упоминал Alexander, способствует укреплению самости. Поэтому - никакой борьбы. Только наблюдение, регистрация. Осознание происходящего. Осознанный греховный посыл уже наполовину побежден – ты понимаешь, что происходит, и не поддаешься греховному побуждению.
Итак, ветхий человек побежден, «я» почти разрушено. Что же осталось от него? То самое самоосознание, о котором говорили выше. Чистая осознанность, присутствие в данном месте и времени. Правда, это «Я» - напишем его с большой буквы - само по себе пока очень холодно. Оно как оболочка, как пустой сосуд. Хлам мы удалили, но нового еще не приобрели. Этот момент, на мой взгляд, один из важнейших в жизни ищущего человека. Мы освободились от ветхого, но еще не стяжали Божественное. Именно на этой точке спотыкаются многие маги – те, кому не нужен Бог, кто ищет чего угодно, но только не Его. Чего греха таить, сужу по себе – они становятся очень холодными и рациональными. Им уже неведомы греховные страсти, но нет и альтернативы – любви, сострадания. Сосуд вычистили от хлама, но ничем не наполнили…
В восточных традициях хорошо известно понятие просветления. Считается, что человек достигает просветления, когда исчезает деление между субъектом и объектом – уверен, что многие участники форума об этом прекрасно знают. Став ничем, разрушив оболочку между внутренним и внешним, между субъектом и объектом, человек вроде бы становится всем – «Я есть Брахман». Хорошо это, или нет? Долгое время я считал, что хорошо. Теперь начинаю сомневаться. Общался с просветленными, и мне это общение не понравилось. Что-то с ними не так… Или со мной? Не знаю… Пока четкого понимания ситуации нет.
Собственно говоря, это то место, на котором я остановился. Пытаюсь найти правильный путь. И вроде бы он есть – православие с его практикой умного делания. Заполнение опустевшего сосуда нисходящим Святым духом. Не раз начинал эту практику, бросал… Снова начинал. Добирался до каких-то интересных состояний. Но все равно оставалась неудовлетворенность. Чем? Концентрация только на сердце (с покаянием, смирением и т.д.) представляется мне ограничением. Или, точнее, неполнотой. И благодать, как энергия, вызывающая тонкое тихое щемящее чувство блаженства, может проявлять себя во всех чакрах. То есть божественное везде, на всех уровнях. Концентрируясь на сердце, мы прорабатываем один уровень – может быть, самый важный. Но забываем о других. В итоге духовность растет, а тело стареет. Но ведь история знает и другие примеры – у тех же даосов, например, выплавлявших в себе «пилюлю бессмертия». Или у йогов, растворявших элементы тела и превращавшихся в итоге в Тело Света. Явно есть намек на то, что возможен путь, на котором преданность Богу, прилепление к Нему не будут противопоставляться физическому здоровью. Человек должен жить столько, сколько нужно, в итоге превращаться в свет и исчезать из этого мира. Но пока это только ни к чему не обязывающие теории. Главная практика – безмолвие, молитва, вверение себя Богу. А что там дальше будет, посмотрим. Сейчас вот читаю ваш форум, понравилось. Надеюсь, найду на нем истинных Попутчиков.
Все приведенные выше рассуждения разрешается разбирать «по косточкам», без всякой щепетильности.
Для меня любой форум – это «кухня», на которой идет обсуждение каких-то вещей. При этом несогласие во мнениях никак не влияет на доброжелательные личные отношения.