Когда читаешь книги по истории России, свидетельства современников, то видишь, что "внешнее" почти всегда цвело пышным цветом. А вот "внутреннее" нащупываешь с трудом.
Вот закончил недавно читать мемуары князя Ивана Долгорукова, заставшего век Екатерины, Павла и Александра I. Он с нескрываемой иронией упоминает о том, что видит в монастырях: роскошь, обжорство, стяжательство. "Не так, не так жили златоусты!"
С той же иронией упоминает о том, как при Екатерине и Павле общество было равнодушно к Богу, а вот при Александре I в моду вошла Библия, все стали рассуждать на божественные темы...
Можно сказать: ну, это высшее общество, дворянство, а вот народ, он-то... В ответ еще один момент из мемуаров: его светлость пишет, что одной из проблем провинциальных помещиков было то, что до ближайшей церкви от их деревень были версты и версты! То есть церкви-то были далеко не в каждой деревне.
Пишет и о том, как его крепостные возвели ему церковь в его деревне. Возвели из уважения к нему, потому как сами были "раскольниками" (и ходить в отстроенную ими же для его светлости церковь явно не собирались).
"Внутреннее", похоже, с древних времен шло на Руси своим путем, и этот путь далеко не всегда пролегал через "отстроенные храмы". Зачастую принимал уродливые формы ересей, мятежей и многого другого, "не влезающего" во внешнее.