«Грех и душа смесилися между собою, имея однакоже оба из них собственное при себе естество».
Очень хорошая цитата. Вы не могли бы назвать источник? Кто и где это сказал, про "собственное естество" греха?
Я так и не уловил как Вы этот неестественный для нашего естества грех просто отвергать предлагаете.
Невозможно отвергнуть грех, пока он не осознан как чуждый. Осознание же греха имеет несколько этапов, на каждом из которых определяющую роль играет молитва.
1) Прежде всего, человек должен последовать закону Божию, внешней дисциплине ветхого человека, войдя в Церковь и подчинившись ее требованиям. Невыполнение этого условия, попытка перепрыгнуть через эту ступень, может привести к прельщению на следующих этапах.
Самое "внутреннее" изо всех требований внешней церковной дисциплины состоит в непрестанной молитве. Это - требование церковной дисциплины, которое по общему нашему нерадению к молитве в этом веке не вменяется как нечто обязательное для всех христиан, но скорее рассматривается как какой-то подвиг и даже прелесть. Непрестанная молива на этом этапе может быть только внешней, простым повторением известных слов; это повторение должно стать привычным. Суть принципа осознания и отвержения греха в том, что для дьявола, который и является "природой греха", ненавистно всякое послушание человека требованиям Церкви. НА этом этапе человек
начинает сознавать в себе присутствие силы, которая упорно противится его намерению посвятить себя Богу. Дьявол вынужден противиться попытке человека приучить себя к повторению молитвы, и этом он начинает обнаруживать себя. Человек начинает выходить из прельщения, начинает понимать, что он не хозяин в собственном доме. Для того-то и необходим этот этап внешней дисциплины, чтобы человек "заметил" дьявола, осознал его присутствие в собственном сердце.
Необходимость постоянно преодолевать дьявольское противодействие молитве вынуждает человека обращать на молитву все больше и больше внимания.
1А) На втором этапе борьба идет за внимание в молитве. Человек убеждается в том, что даже невнимательная молитва имеет силу изменить его судьбу, убеждается, что она привлекает помощь Господа, и его начинает упрекать совесть за то, что он так мало внимания уделят святому имени Господа. Невнимание на молитве начинает переживаться как грех, чем оно и является. Практика же внимательной молитвы приводит к явному усилению действия молитвы, вплоть до чудотворения. Это усиливает укоры совести за невнимание к святому Имени Господа. И так, по замкнутому кругу, человек приходит к полному, всецелому вниманию - к умной молитве.
2) Дьявол теперь уже не может бороться с молитвой, отвлекая внимание простыми помыслами. Он вынужден использовать более изощреные средства. Начинается эпоха "чудес и знамений", человек оказывается перед соблазном принять эти дьявольские спецэффекты за нечто ценное, "послужить ближним", исцеляя их, вразумляя, проявляя прозорливость, богословствуя и так далее. На этом этапе человек начинает обнаруживать, что многое из того, что казалось добрым, на самом деле всеяно лукавым. Сохранив внимание в молитве, он постепенно приходит к тому, что молитва согревает наконец его сердце. Сердце приходит в глубокое сокрушение. Спасение души становится для человека главной ценностью, смыслом его жизни.
4)На этапе умно-сердечной молитвы дьявол противится человеку уже явно, не скрываясь и не притворяясь частью его собственного естества. Этим и достигается первая цель покаяния: осознание греха, живущего в сердце. Демоны явно начинают устрашать человека призраками. НО самое опасное - они начинают являться ему в видах святых и ангельских. Отвергать эти видения следует ради того, чтобы сохранить внимание в умно-сердечной молитве.
На каждом из этих этапов суть процесса в том, чтобы предочитать молитву всему тому, что уводит от молитвы. Этим и достигается одновременно и осознание дьявольского действия, противящегося молитве, и отвержение этого действия.
Так человек очищается от греха и становится готовым к следующим степеням молитвы, теперь уже духовным - к умному безмолвию и созерцанию. (Впрочем, то и другое приходит само в известное время по вое Божьей; человек же должен заботиться лишь о том, чтобы благоговейно хранить имя Христово в сердце). Попытка сразу взойти на эту вершину без предварительного очищения сердца от греха оканчивается прельщением.
Таким мне представляется путь очищения от греха.