Пока не могу согласиться с идеей "отвержения естества". Давайте попробуеи отличить наше естество от того, что привнесено в него извне...
Ваша логика выглядит примерно так:
Базовые условия: грешный человек состоящий из естества и греховной примеси;
Задача: обОжение посредством благодати;
Решение: отделяем от грешника греховную примесь, получаем чистое естество к которому прибавляем благодать , в результате обОженный человек неспособный грешить.
Не совсем так. Уточняю. Само отделение греховной примеси невозможно без содействия благодати (в молитве!), так как дьявол превосходит человека. Попались мы по собственной воле, отвергнув заповедьТворца. А вот освобоодиться не в нашей власти, но только при содействии Творца.
Однако Вы правы в том, что обОжение человека - это не просто восстановление перозданной чистоты. Это восстановление именуется "чистотой сердца" и явлется не целью покаяния, но этапом покаяния.
Достигнув чистоты сердца, можно опять пасть и утратить ее. Цель же покаяния - уподобление Христу, достижение непадательного состояния, в котором пребывает Христос. Обоженый человек - это человек, утвердившийся в добре необратимо.
Кроме того возродил Христос нашу природу в Себе, а не в нас, тем самым вознеся ее на много более высший уровень нежли у первозданного Адама. Поэтому задача христианина состоит в отвержении нашего естества и в усвоение обновленному Христом человеческому естеству
Я верю, что Христос нам единосущен. То есть, Его естество то же, которое и в нас. "Обновление" естества - это изменение состояния (тропоса) естества, а не изменение самого естества.
Потому я полагаю, что задача состоит не в отвержении естества, а в
отвержении такого состояния естества, в котром возможно грехопадение. Обоженный человек не падает, как не падает Сам Христос.
Достижение такого состояния - это Цель христианской жизни.
Согласны ли Вы с такой постановкой задачи?
Отеческое учение прямо предупреждает о небходимости хранении себя от добра, принадлежащего падшему естеству человеческому
Естественное добро не противно Богу; отвержение "добра падшего естества" необходимо не потому, что Богу противно созданое Им естество, а только потому, что "добро" падшего естества смешано с грехом.
Иными словами, "добро" падшего естества не естественно, но противоестественно или нижеестественно, потому-то его необходимо отвергнуть.
Однако Вы наставаете на том, что нужно отвергнуть само естество?
Должен прямо сказать, мне это представляется ошибкой.
Отвергнуть нужно не естество, но возможность грехопадения.
Вы исходите из предположения, что
возможность грехопадения заложена, "вшита" в естество, и потому необходимо отвергнуть естество, чтобы сохраниться от зла. Я же считаю, что сам факт вочеловечения Бога ясно доказывает, что это не так. Бог не принял бы в Свою Ипостась естество, в котором вшита возможность греха, так как Он чужд самой возможности греха.
Возможность греха не в естестве человека, но в общении человека с дьяволом. Падение человека - послушание дьяволу, принятие его совета. Соответственно, грех становится невозможным, когда человек полностью и неотвратимо отвращается от дьявола. Однако это отвращение
достижимо только если человек полностью прилепляется к Богу, обОживается. Пока этого не произошло, грехопадение возможно, так как дьявол превосходит человека по тонкости ума. Необратимо отвергнуться от него возможно
только используя силу Божью.
Для Христа грехопадение невозможно именно потому, что Он - Бог.
Так и для святого грехопадение становится невозможным, когда он становится богом по благодати, усваивая себе в дар то, что для Христа естественно (то есть, Божество).
Таким образом, я понимаю обожение не как отвержение нашего естества, а как обретение чего-то сврехъестественного, что присуще Христу как Богу.
Евангелие также утверждает прямо противоположное Вашей идее восстановления человеческого естества - отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34). Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. (Лк 9.24). Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.(Ин.12.25)
Думаю, "отвержение себя" неправильно понимать как отвержение своего естества (воспринятого Самим Христом!), но как отвержение своеволия, как подчинения своей воли - воле Христа, ибо через это подчинение и усваивается Благодать.
"Любить душу свою" - это выражение недостатка любви к Богу, Которого мы должны любить всей душой, ища Его воли, а не своей.
Ну, а "ненавидеть душу свою в мире сем" - это, ИМХО, вообще всего лишь отвержение нижеестественных греховных страстей, обозначенных как "мир сей".
Об этом же идет речь в приведенной цитате (выделяю):
«Стремление к удержанию за собой оскверненной грехом правды падшего естества есть деятельное отвержение Искупителя. Это значит: в образе мыслей (мудровании), допускающем достоинство собственной правды человеческой перед Богом по явлении христианства, непременно существует богохульное понятие, оквашивающее весь этот образ мыслей, понятие о ненеобходимости Христа для спасения, в понятие, равновесное отвержению Христа. Это значит: не признающие своих грехов грехами, а своей правды непотребным рубищем, оскверненным и истерзанным посредством общения с грехом и сатаной, отчуждаются от Искупителя, исповедуя Его, может быть, устами, деятельностью и в духе своем отвергают Его……»
То есть, кто не гризнает грехов грехами, а считает их делом естественным, тот де-факто хулит Творца, выставляя Его виновником греха, якобы заложенного в естество.