Как можно соединить четкую логику с Ареопагитом?
Достаточно разобраться в логике Отцов, прежде всего, в логике Максима Исповедника. Им создана стройная и последовательная логика, позволяющая строго и четко говорить о Запредельном.
Мнение, будто не существует христианской философии, глубоко ошибочно. Скажем так: дьявол попытался создать впечатление, что ее не существует, и ему это почти удалось.
Это из разных систем. Вы же понимаете, что означает понятие "четкая логика" в философии. Посему интересно, этот дискурс философский или богословский? ПС Это важно для понимания тезисов...
Боюсь, я недостаточно подготовлен для разговора на таком языке. Дело в том, что во времена Отцов философия, логика и даже грамматика составляли единую область знания, которая осмысливалась в то время как "служанка" (в лучшем случае, составная часть) БОгословия.
Моя судьба сложилась так, что я по-настоящему серьезно познакомился с философией только через изучение Отцов. Исторически сложилось так, что я воспринимаю эти разделы знания в их первоначальном единстве, подобно средневековому человеку.
И поясните, какова именно логика Отцов если говорите о науке. Спасибо.
А это очень длинный разговор, требующий отдельной темы. Я полагаю, что для правильного понимания философии Отцов необходимо прежде всего осознать, что основные категории их мышления (ипостась,сущность) были не стоьлко философскими категориями, сколько логичскими или даже грамматическими категориями.
То есть, слово "ипостась" - это не слово языка, а слово
метаязыка. ИМХО, сегодня этого почти никто не понимает.
Ситуация осложняется еще и тем, чт в древности не использовались кавычки. Представьте, например, что некий мудрец написал: дом и лошадь - это существительные.
И вот, спустя тысячу лет, читая это без кавычек, мы начинаем мучительно размышлять: что же такое за зверь это самое "существительное", что и дом, и лошадь называются "существительными"?!
А мудрец имел в виду слова, он говорил о словах. а не о вещах: "дом" и "лошадь" - существительные.
Вот такая вот
картина маслом наблюдается в современном Богословии. Метакатегории логики древних сегодня рассматриваются как категории их философии, откуда и являются смутные рассуждения о "принципе дополнительности" и проч.