Разве Божественная Энергия действует только в Божестве, а не и вовне Его, в твари?
Очевидно, что и вовне. Откуда же следует, что в подвижнике не действует Божественная Энергия? Я полагал, как раз напротив: действует!
Когда говорят, что во Христе две энергии, то говорят о полноте обладания этими энергиями. Когда говорят, что энергия Божества присутствует в творении, не говорят же и не подразумевают, что тварь обладает энергиями Божества.
ПОлнота обладания Божественной Энергией не означает, что во Христе мы уже видим всю поноту БОжественного действия.
Ибо есть еще и попущение! Если бы во Христе актуально действовала вся полнота Божестенных Энергий, то мы не только не могли бы убить Христа, но не могли бы и глаз поднять на Него. Даже на Моисея не могли взирать евреи, когда он сошел с Синая.
Мы не могли бы даже узнать тайну различия Ипостасей Троицы, если бы Христос явился нам во всей полноте Своей Славы, общей для Трех Ипостасей.
Поэтому в подвижник обладает только энергией человеческой природы, а божественные энергии только присутствуют в нем без обладания и без полноты, как и во всем творении -- в том числе и энергии Промысла, с которыми осуществляется синергия.
Христос обладает всей полнотой БОжества, обдако Божественные Энрегии действуют в Его человеческом стестве в нем без без полноты, как и во всем творении. Это необходимый кеносис, без которого Богоявление во плоти утратило бы свой смысл, ибо тогда естественные свойства человеческой природы Христа были поностью отложены. Но тогда зачем Ему и становиться человеком?!
Синергия - это со-действие. А понятие со-действия предполагает наличие ДВУХ действий. Само понятие "синергия" предполагает действие в подвижнике ДВУХ энергий
Двух -- но одной, человеческой, подвижник обладает, а с другой, божественной, только взаимодействует, поэтому и говорят что в подвижнике одна энергия; та, что извне, не считается его собственной.
Верно, не считается. В этом различие со Христом: во Христа ЭТО Свое, а во святых - Его. Однако интенсивность проявления Божестенного действия в человеческом естестве бывает разной не только у святых. но и у Самого Христа - на Кресте и на Фаворе с очевидностью.
Синергия -- это взаимодействие разных ипостасей.
Думаю, не обязательно это постулировать. Ведь "эрго" относится к природе, а не к ипостаси.
Ведь синергия (со-действие) не обязательно предполагает содействие двух ипостасей, но может быть и
синергия двух природ в одной ипостаси. Например, в каждом из нас действует душа и действует тело - в тесной синергии, в единстве ипостаси. Итак, в отношении Христа синергия означает перихоресис, взаимообмен природ в Ипостаси Сына.
Нет, перихоресис и синергия -- разные термины для обозначения разных явлений (см. выше)
Выше Вы просто постулировали это различие в терминах. То есть, Вы предлагаете не называть синергией со-действие двух энергий в одной ипостаси, и не называть перихоресиосом взаимодействие двух ипостасей.
Однако я не вижу причин для такого разделения СМЫСЛОВ, хотя не против разделить понятия.
Для меня важно подчеркнуть, что Божество так же действует в подвижнике, как и в Самом Христе. Тут не имеет значения различие ипостасей. Различие это имеет значение только в том отношении, что во Христе это действие Свое, а в обоженом человеке - Христово.
Таким образом, чловеческая природа во Христе и в обоженном человеке (когда он вне экстаза!) находится в одном и том же состоянии.
Человеческая природа во Христе и в обоженом человеке, несмотря даже на (возможную) полноту обладания божеством во втором случае, в принципе не могут находиться в одном состоянии, так как у них способ бытия разный. В одном случае в ипостаси Божества, а в другом -- в человеческой ипостаси.
Верно. Я выразился неточно - речь идет не о тропосе природы, но о взаимодействии с иной природой. Слово "состояние" (тропос) только запутывает. Простите! Я должен был сказать: действие Божества в человеческой ипостаси обоженного человека и действие Божества в человеческом естестве Ипостаси Христа одинаковы. Я неправильо сказал "состояние человеческого естества". Следовало сказать "действие Бога в человеческом естестве".
Таким образом, уточняю вопрос:
Божество Христа действует в чловеческой природе Христа и в обоженном человеке (когда он вне экстаза!) одинаковым образомВот, Христос
не может согрешить, имея всецело обоженное естество.
Почму же подвижник -
может согрешить,
тоже имея обоженное естество?
Потому что он не в том же состоянии. Грех совершает ипостась, а не природа (это очень условная формулировка, приводимая здесь для простоты понимания). Божественная ипостась согрешить не может, а человеческая -- может, если только у нее не исцелена ипостасная склонность ко греху.
Если же исцелена, то не может грешить - верно? Значит, остается выяснить, тождественны ли понятие "обожние" и "экстаз". Если не тождественны, то подвижник не может грешить и по выходе из экстаза, если только он уже достиг обожения.