Исихазм

Автор Тема: Грех. Что это такое?  (Прочитано 120471 раз)

Солохин

  • Сообщений: 429
  • борода
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #165 : 18 Февраль 2009, 13:03:27 »
возможность промаха остается всегда, по крайней мере, пока мы в физическом мире
Думаю, не только в физичекском мире, ибо сказано: "и в ангелах Свих Он усматривает недостатки".

Говоря о возможности для человека на грешить (и даже о невозможности греха - в известном смысле), я говорю о том, что в пределах человеческих сил. Обоженный человек не грешит настолько от него это зависит.
Но невольный грех обоженного человека можно ли назвать грехом?
Согрешил ли Петр, когда, по словам Павла,
гал 2.11 ...Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.
13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.
14 Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?

Не согрешил в том смысле, что не отпал от любви Божьей. Это Сам Бог в данном случа предпочел открыть Свою волю Павлу, а Петру - через Павла.
Петр не согрешил против любви Божьей, но Бог явил более любви к Павлу, желая прославить его в глазах всех. Именно потому-то Павел и ссылается на этот случай, упрекая Галатов.

Такова природа "грехов" обоженного человека: они свидетельствуют о том, что не его Отец любит более всей твари. Ибо беспредельно любит Отец лишь Сына единородного и "вся показует Ему елика творит Сам". Потому-то у Сына и не  бывает "гноми", которая бывает у Петра и Павла!
Этим и определяется мера обожения: любовью Бога к святом, а не любовью святого к Богу.
Ибо святые любят Бога безмерно, а Он каждого из них в его меру. Так должно быть, и с этим надо смириться, утешаясь со временем возрастанием этой меры любви, в чем и смысл Жизни Вечной.

Цитировать
Тренер же лучников не является нервным и самолюбивым маньяком и за промахи не лишает учеников Своей обОживающей любви, если они не лишают Ее себя сами, отвергая Ее, Ее направление, утешение о окормление. Это относится и к матерым стрелкам и к новичкам. Ибо без Нее, без Любви, они как-бы лишаются стимула и движущей силы тренировки, и находят ей подмены, допинги. Или бросают тренировки. И ни то, ни другое не есть спорт.
PS. А не грешить можно не только если ты уже достиг обожения, но и если ты непоколебимо сосредоточен на обОживающей Любви. Для этого нужна также воля и мудрость, но мудрость духовная, а не только умственная.
Нет, пока сердце нечисто, мы при всем желании грешим невольно.
Однако невольно не как Петр - а он "согрешил" в силу того, что он - не Христос, но лишь раб Христа, а как рабы и невольники дьявола.
Есть разница между рабством Богу и рабством дьяволу.
Хотя и там, и там следствием являются невльные грехи.
Различие в том, что невольных грехов все меньше по мере удаления от дьвола, но их все меньше по мере приближения к Богу.
Есть сходство в невольности, есть и разница в векторе этой невольности!

Впрочем, и там, и там предел - исступление, именуемое сегодня глубоким трансом, предел невольности: полное пленение Христу в экстазе обоженного человека и полное пленение люциферу в экстазе шамана или будды.

Есть и раница в самом понятии "грех" в том и другом случае. Об этом 42-й Вопросоответ к Фалассию у Максима Исповедника.
Боже, милостив буди мне грешному

Солохин

  • Сообщений: 429
  • борода
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #166 : 18 Февраль 2009, 13:18:08 »
Одним из этих допингов и является желание систематизации. Идущий к системе приходит к системе, а идущий к Богу приходит к Богу. Т.е. здесь помеха, отвлекающая внимание при прицеливании.
Не обязательно, Келейник. Созданная Максимом Испведником система является Богодухновенной, и мысленное усвоение этой системы действует подобно "коану" в буддизме. Чаще всего бывает так, что человек создает по мотивам Максима Исповедника свою собственную систему, похожую на оригинал, но содержащую ошибки. Вот тогда происходит то, о чем Вы меня и предупреждаете.
Упаси раба Твоего, Владыко Господи, от участи такой!


Цитировать
Опять же, никому не навязываю. Простите.
И Вы меня простите, Келейник. ЯЧ из всех сил стараюсь никого не задеть, но я ловок как слон в посудной лавке.
Боже, милостив буди мне грешному

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #167 : 18 Февраль 2009, 13:57:11 »
возможность промаха остается всегда, по крайней мере, пока мы в физическом мире
Думаю, не только в физичекском мире, ибо сказано: "и в ангелах Свих Он усматривает недостатки".

  Я вот  в эту мысль не вник ...причем совсем...  полагаю  речь не о том, что херувимы  в принципе послушные ребята однакож временами малость отсебятину творят  :-D,  потому если можно расшифруйте plis

Солохин

  • Сообщений: 429
  • борода
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #168 : 18 Февраль 2009, 14:32:16 »

возможность промаха остается всегда, по крайней мере, пока мы в физическом мире
Думаю, не только в физичекском мире, ибо сказано: "и в ангелах Свих Он усматривает недостатки".
Я вот  в эту мысль не вник ...причем совсем...  полагаю  речь не о том, что херувимы  в принципе послушные ребята однакож временами малость отсебятину творят  :-D,  потому если можно расшифруйте plis
Это все то же, о чем я говорил с Вами выше - о разных смыслах понятия "грех". Елифаз Феманитянин говорит в Книге Иова 4.18 Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки. И думаю, в данном случае Елифаз не ошибается, потому что в самом глубоком смысле "только Сам Бог без греха".
Но речь идет, конечно, не о примитивной "отсебятине", ибо ангелы (как и святые) делают все от себя зависящее, чтобы всецело следовать воле Творца.
Дело, однако, в том, что это зависит не только от них, но и от Самого Творца: Он Сам определяет, кому и в какой мере открыть Свою волю. Только Господь Иисус всегда ведает волю Своего Отца, будучи единородным.
Когда же воля Божия сокрыта, слуги Божьи вынужденно действуют гномически. Это бывает в тех случаях, когда можно поступить и так, и эдак - греха в любом случае нет.
Однако ясно, что такой образ действия есть проявление несовершенства в Любви - и в этом смысле "греха", недостатка.

Боже, милостив буди мне грешному

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #169 : 18 Февраль 2009, 14:37:08 »
1) человек не может не грешить - это обычное состояние человека плотского, страстного, нечистого сердцем, в котором мы и пребываем,

2) человек может не грешить, но может и согрешить - это состояние чистоты сердца, в котором был Адам до грехопадения и пребывает подвижник, достигший непрестанной умно-сердечной молитвы; однако Адаму для сохраниея чистоты достаточно было не вкушать плод познания, нам же для этого необходимо непрестанно молиться,

3) человек уже не может грешить (если только не захочет произвольно отвергнуться Христа, после чего ему уже нет покаяния) - это остояние обожения, оно достигается однажды и навсегда, однако и внутри этого состояния человек многократно переживает разнообразные взлеты и падения

4) человек уже ничего не может, но всецело ведется Божеством - это состояине экстаза, с которого начинается обожение; однажды пережив экстаз, человек снова и снова вожделенно стремится к нему, порой тяжко страдая о "богооставленности"; обожения он, однако, никогда уже не утрачивает, будучи хоть однажды опален пламенем Божественной Любви.
В сущности (4) - это просто предельный случай (3)

Ну примерно где-то так...

Солохин

  • Сообщений: 429
  • борода
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #170 : 18 Февраль 2009, 14:42:25 »
Хочу исправить оплошность, которую я допстил, сказав, будто однажды пережив экстатическое соединение с Богом, человек уже навсегда становится чуждым произвольного греха. Это верно только для чистого сердцем человека.
Тот же, кто нечист сердцем, неспособен "узреть Бога", и потому его опыт экстатического восхищения не изменяет столь глубоко.
Например,
1 Цар 19.19 И донесли Саулу, говоря: вот, Давид в Навафе, в Раме.
20 И послал Саул слуг взять Давида, и когда увидели они сонм пророков пророчествующих и Самуила, начальствующего над ними, то Дух Божий сошел на слуг Саула, и они стали пророчествовать.
21 Донесли об этом Саулу, и он послал других слуг, но и эти стали пророчествовать. Потом послал Саул третьих слуг, и эти стали пророчествовать.
22 [Разгневавшись,] Саул сам пошел в Раму, и дошел до большого источника, что в Сефе, и спросил, говоря: где Самуил и Давид? И сказали: вот, в Навафе, в Раме.
23 И пошел он туда в Наваф в Раме, и на него сошел Дух Божий, и он шел и пророчествовал, доколе не пришел в Наваф в Раме.
24 И снял и он одежды свои, и пророчествовал пред Самуилом, и весь день тот и всю ту ночь лежал неодетый; поэтому говорят: "неужели и Саул во пророках?"

С другой стороны, допускаю, что и чистый сердцем человек может пережить демонический транс, однако сохранить чистоту
Например:
Быт 19.30 И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его.
31 И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли;
32 итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя.
33 И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим [в ту ночь]; а он не знал, когда она легла и когда встала.
34 На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, спи с ним, и восставим от отца нашего племя.
35 И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала.
36 И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего.


Этот невольный грех Лота был совершен им бессознательно, и я не уверен, что Лот утратил свою святость пред Богом после описанных событий.
Боже, милостив буди мне грешному

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #171 : 18 Февраль 2009, 14:45:01 »
Когда же воля Божия сокрыта, слуги Божьи вынужденно действуют гномически.

Вы можете привести  пример данной версии из писания или  св.отеческих источников ?

Солохин

  • Сообщений: 429
  • борода
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #172 : 18 Февраль 2009, 14:55:59 »
3) человек уже не может грешить (если только не захочет произвольно отвергнуться Христа, после чего ему уже нет покаяния) - это остояние обожения, оно достигается однажды и навсегда, однако и внутри этого состояния человек многократно переживает разнообразные взлеты и падения

4) человек уже ничего не может, но всецело ведется Божеством - это состояине экстаза, с которого начинается обожение; однажды пережив экстаз, человек снова и снова вожделенно стремится к нему, порой тяжко страдая о "богооставленности"; обожения он, однако, никогда уже не утрачивает, будучи хоть однажды опален пламенем Божественной Любви.
В сущности (4) - это просто предельный случай (3)
Ну примерно где-то так...
Самое удивительное, что и Сам Христос пребывает в состоянии (3), о чем ясно свидетельствует догмат Шестого Вселенского Собора.
Потому сводя наши представления об обОжении к (4), мы теряем верную перспективу, что и случилось с автором ИВФ.
РПАЦ - зримое следствие этого улета.
Боже, милостив буди мне грешному

Солохин

  • Сообщений: 429
  • борода
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #173 : 18 Февраль 2009, 14:59:43 »
Когда же воля Божия сокрыта, слуги Божьи вынужденно действуют гномически.
Вы можете привести  пример данной версии из писания или  св.отеческих источников ?
1 Кор 7.25 Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет (буквально: гноми), как получивший от Господа милость быть Ему верным.
26 По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так.
27 Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены.
28 Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.


Это отсутствие определенности в вопросе о девстве и браке до сих пор является камнем преткновения для многих, серьезно ищущих спасения.
Но такова воля Господа. Она открывается только тем, кто "может вместить". Прочим остается "гноми", которое радует любитлей свободы и прав человека, но огорчает любящих Господа.
« Последнее редактирование: 18 Февраль 2009, 15:35:16 от Солохин »
Боже, милостив буди мне грешному

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #174 : 18 Февраль 2009, 15:02:16 »
ЯЧ из всех сил стараюсь никого не задеть, но я ловок как слон в посудной лавке.

Вы и не задеваете меня...

Цитировать
Но невольный грех обоженного человека можно ли назвать грехом?

Невольный грех... сложный вопрос. И опять же, мы говорим о том, чего опытно не познали. Но, я считаю, как сказал: раз уж промахнулся, то уж промахнулся :-D Любовь поможет это исправить, зачастую в тот же миг - пустить еще одну стрелу и поразить цель. Но это уже вопрос не столько практический, сколько философский.

Цитировать
Такова природа "грехов" обоженного человека: они свидетельствуют о том, что не его Отец любит более всей твари. Ибо беспредельно любит Отец лишь Сына единородного и "вся показует Ему елика творит Сам". Потому-то у Сына и не  бывает "гноми", которая бывает у Петра и Павла!
Этим и определяется мера обожения: любовью Бога к святом, а не любовью святого к Богу.
Ибо святые любят Бога безмерно, а Он каждого из них в его меру. Так должно быть, и с этим надо смириться, утешаясь со временем возрастанием этой меры любви, в чем и смысл Жизни Вечной.

Ой-ой-ой! Любовь Бога безусловна ко всем и Он не судит, кто из них больше достоин любви и кто меньше. Другое дело - кто сколько может вместить.

Цитировать
Такова природа "грехов" обоженного человека

Когда я обОжусь, тогда и можно говорить на эту тему.

Цитировать
Нет, пока сердце нечисто, мы при всем желании грешим невольно.

Значит отвлекаемся от Любви. Ибо сосредоточение на Ней есть форма молитвы, или часть молитвы, и неизбежно способствует очищению сердца. Как преп. Серафим говорил: "очистить сердце вниманием".

Цитировать
Впрочем, и там, и там предел - исступление, именуемое сегодня глубоким трансом, предел невольности: полное пленение Христу в экстазе обоженного человека

В том-то и отличие, что "пленение" Христу и обОжение означает полное освобождение воли, а не невольность. Только, освобождая свою волю полностью и избегаешь греха. Где Дух Господень - там свобода. Ваша позиция напоминает манихейскую - внимание! :) - я не говорю, что Вы манихей :)

Цитировать
полное пленение люциферу в экстазе шамана или будды.

Насчет приравнивания Будды к шаману... хоть и отдельная тема, но это круто :-D Но, к примеру, свт. Николай Сербский другого мнения: http://www.hesychasm.ru/library/prayers/txt048.htm

PS. А космические корабли тем временем бороздят просторы вселенной :roll:
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #175 : 18 Февраль 2009, 15:07:35 »
Цитировать
Созданная Максимом Испведником система является Богодухновенной, и мысленное усвоение этой системы действует подобно "коану" в буддизме. Чаще всего бывает так, что человек создает по мотивам Максима Исповедника свою собственную систему, похожую на оригинал, но содержащую ошибки. Вот тогда происходит то, о чем Вы меня и предупреждаете.

Она может и не содержать (в человеческом уме) внешних ошибок, т.е. быть "копией", но при этом, отделенной от Цели, и как бы ее подменять. Это не камень в богословие преп. Максима. Это проблема человеческого ума в целом - то, что дано для освобождения ума, используется самим умом, чтобы создать вокруг себя еще большую тюрьму. Ну и тешить себя:"какие у меня толстые стены". Не любит он свободы, ибо любовь к настоящей свободе - не к свободе быть в тюрьме - является любовью к атрибуту Духа Божьего (см. выше), т.е. к самому Богу.

Наверняка, есть и буддисты, которые коаны превращают в системы :-D И все остальные. Богодухновенна не система преп. Максима, а его учение. И оно предназначено для возведения на определенную ступень. Потом надо будет идти еще на ступень выше, и еще, и еще... и чем выше, тем сложнее это все описать. И можно восходить по ступеням, а можно создавать системы. Хотел совместить это раньше - не получилось :-D

PS. Чувствую, что по моей вине тема уходит в оффтоп. Обсудим, надеюсь, эти вопросы в будущем в других темах, им соответствующих.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Солохин

  • Сообщений: 429
  • борода
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #176 : 18 Февраль 2009, 15:22:18 »
Я из всех сил стараюсь никого не задеть, но я ловок как слон в посудной лавке.
Вы и не задеваете меня...
Слава Богу! А вот одного православного психолога я сегодня невзначай травмировал.

Цитировать
Ой-ой-ой! Любовь Бога безусловна ко всем и Он не судит, кто из них больше достоин любви и кто меньше. Другое дело - кто сколько может вместить.?
Бог - судит. Он единственный, Кто имеет на это право. Потому и звезда от звезды разнится во славе. Но Вы правы в том отношении, что суд Божий о нас зависит от нас же.
Один будет в Царстве над десятью городами, другой будет поседним из последних. Это определятся тем, как он использует свое "гноми".

Впрочем, для любого святого вожделенная Цель и предел - исступление, именуемое сегодня глубоким трансом, предел невольности: полное пленение Христу в экстазе обоженного человека
Цитировать
В том-то и отличие, что "пленение" Христу и обОжение означает полное освобождение воли, а не невольность. Только, освобождая свою волю полностью и избегаешь греха. Где Дух Господень - там свобода. Ваша позиция напоминает манихейскую - внимание! :) - я не говорю, что Вы манихей :)?
Я не обидчив. В отличие от тех, кто склонен к криптоманихейству, я не говорю, будто "гноми" несовместимо с обожением. Экстаз - это только эпизод, отдельное переживание. Святой снова и снова возвращается к двойственному состоянию, в котором пребывает Христос. Свобода никуда не девается.
Но в экстазе свободы нет. Вот и все, что я имел в виду.

...полное пленение люциферу в экстазе шамана или будды...
Цитировать
Насчет приравнивания Будды к шаману... хоть и отдельная тема, но это круто :-D Но, к примеру, свт. Николай Сербский другого мнения: http://www.hesychasm.ru/library/prayers/txt048.htm
Николай Сербский идеализирует языческую мистику, так как сам лично весьма далек от нее. Как говорится "все чисто чистым". Я же, нечистый, знаю эти вещи не понаслышке, потому позволю себе не согласиться со святым Николаем в данном частном вопросе, полагая, что это его "гноми". Если я неправ, пусть меня поправят.
Боже, милостив буди мне грешному

Солохин

  • Сообщений: 429
  • борода
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #177 : 18 Февраль 2009, 15:33:02 »
Система может и не содержать (в человеческом уме) внешних ошибок, т.е. быть "копией", но при этом, отделенной от Цели, и как бы ее подменять.
ИМХО, в этом случае всегда возникают конкретные ошибки, за которые, однако, ум держится как за саму Истину. Прельщение всегда конкретно, обязательно проявляется и на уровне ума в виде ложных суждений, принимаемых за Истину.
Так говорит и Игнатий Брянчанинов: "Прелесть есть ложь, принятая за Истину". Без этого не бывает прелести.


Цитировать
Чувствую, что по моей вине тема уходит в оффтоп. Обсудим, надеюсь, эти вопросы в будущем в других темах, им соответствующих.
Да, так лучше бы. Потому что уже обсуждаемых вопросов и так слишком много. Я могу потерять нить.
Боже, милостив буди мне грешному

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #178 : 18 Февраль 2009, 15:57:29 »
Когда же воля Божия сокрыта, слуги Божьи вынужденно действуют гномически.
Вы можете привести  пример данной версии из писания или  св.отеческих источников ?
1 Кор 7.25 Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет (буквально: гноми), как получивший от Господа милость быть Ему верным.

  За ответ спасибо, но я данный вопрос хотел прояснить применительно к ангелам т.е. он возник из Вашей фразы "Думаю, не только в физическом мире, ибо сказано: "и в ангелах Свих Он усматривает недостатки"

Солохин

  • Сообщений: 429
  • борода
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #179 : 18 Февраль 2009, 17:43:06 »
Владыка Иннокентий (в миру Иван Вениаминов) рассказывал о своем плавании в 1828 году на байдарке на остров Акун.

Прожив на острове Уналашки почти 4 года, я в Великий пост отправился в первый раз на остров Акун к алеутам, чтобы приготовить их к говению. Подъезжая к острову, я увидел, что они все стояли на берегу наряженными как бы в торжественный праздник. И когда я вышел на берег, они все радостно бросились ко мне и были чрезвычайно со мною ласковы и предупредительны. Я спросил их, почему они такие наряженные. Они отвечали:
«Потому что мы знали, что ты выехал и сегодня должен быть у нас; вот мы на радостях и вышли на берег, чтобы встретить тебя».
«Кто же вам сказал, что я буду у вас сегодня и почему вы меня узнали, что я именно отец Иоанн?»
«Наш шаман, старик Иван Смиренников, сказал нам: ждите, к вам сегодня приедет священник; он уже выехал и будет учить вас молиться Богу; и описал нам твою наружность так, как теперь видим тебя». 
«Могу ли я этого вашего старика-шамана видеть?»
«Отчего же, можешь; но теперь его здесь нет, и когда он приедет, мы скажем ему; да он и сам без нас придет к тебе».

Это обстоятельство чрезвычайно меня удивило, но я все это оставил без внимания и стал готовить их к говению, предварительно объяснив им значение поста и прочее; наконец явился ко мне этот старик-шаман и изъявил желание говеть, я не обращал на него особенного внимания и во время исповеди упустил даже спросить его, почему алеуты называют его шаманом, и сделать ему по этому поводу некоторое наставление. Приобщив Святых Тайн, я отпустил его...

И что же? К моему удивлению, после причастия он отправился к своему тоёну и высказал ему неудовольствие на меня, а именно за то, что я не спросил его на исповеди, почему его алеуты называют шаманом, так как крайне неприятно носить такое название от своих собратий и он вовсе не шаман. Тоён, конечно, передал мне неудовольствие старика Смиренникова, и я тотчас же послал за ним для объяснения; и когда посланные отправились, Смиренников попался навстречу со следующими словами:
«Я знаю, что меня зовет священник отец Иоанн, и я иду к нему».
Я стал подробно расспрашивать о его неудовольствии ко мне, о его жизни, на вопрос мой, грамотен ли он, он ответил, что хотя и неграмотен, но Евангелие и молитвы знает. Тогда я просил его объяснить, как он описал своим собратьям мою наружность и откуда узнал, что я в известный день должен явиться к вам и что буду учить вас молиться? Старик отвечал, что ему все это сказали двое его товарищей.
«Кто же эти двое твоих товарищей?» — спросил я его.
«Белые люди, — ответил старик, — они еще сказали мне, что ты в недалеком будущем отправишь свою семью берегом, а сам поедешь водою к великому человеку и будешь говорить с ним».
«Где же эти твои товарищи, белые люди, и что это за люди и какой же они наружности?» — спросил я его.
«Они живут недалеко здесь в горах и приходят ко мне каждый день», — и старик представил их мне так, как изображают святого архангела Гавриила, то есть в белых одеждах и перепоясанных розовою лентою чрез плечо.
«Когда же явились к тебе эти белые люди в первый раз?»
«Они явились вскоре, как окрестил нас иеромонах Макарий».
«А могу ли я их видеть?» — спросил я Смиренникова.
«Я спрошу их», — ответил старик и ушел. Я же отправился на некоторое время на ближайшие острова для проповедывания слова Божия и по возвращении своем, увидав Смиренникова, спросил его:
«Что же, ты спрашивал этих белых людей, могу ли я их видеть, и желают ли они принять меня?»
«Спрашивал, — отвечал старик; — они хотя и изъявили желание видеть и принять тебя, но при этом сказали: «Зачем ему видеть нас, когда он сам учит вас тому, чему мы учим?» Так пойдем, я тебя приведу к ним».

Тогда что-то необъяснимое произошло во мне, какой-то страх напал на меня и полное смирение. Что ежели в самом деле я увижу их, этих Ангелов, и они подтвердят сказанное стариком? И как же я пойду к ним? Ведь я же человек грешный, следовательно, и недостойный говорить с ними. Это было бы с моей стороны гордостью и самонадеянностью, если бы я решился идти к ним; и, наконец, свиданием моим с Ангелами я, может быть, превознесся бы своею верою или возмечтал бы много о себе... И я, как недостойный, решился не ходить к ним, сделав предварительно по этому случаю приличное наставление как старику Смиренникову, так и его собратьям-алеутам, чтобы они более не называли Смиренникова шаманом.

Однажды я все же решился спросить старика Смиренникова, как он узнает будущее и чем излечивает. Он рассказал мне следующее. Вскоре по крещении его иеромонахом Макарием, явился ему прежде один, а потом и два духа, невидимые никем другим, в образе человеков, белых лицом, в одеяниях белых, по описанию его, подобных стихарям, обложенным розовыми лентами, и сказали ему, что посланы от Бога наставлять, научать и хранить его. В продолжение почти тридцати лет они почти каждодневно являлись ему днем или ввечеру, но не ночью, и, являясь, наставляли и научали всему христианскому богословию и таинствам веры; подавали ему самому и по прошению его другим, впрочем весьма редко, помощь в болезнях и крайнем недостатке пищи; иногда сказывали ему происходящее в других местах и весьма редко будущее и уверяли, что они не своею силою все то делают, но силою Бога Всемогущего.

После сего спросил я его, являлись ли ему они ныне, после исповеди и причастия, и велели ли слушать меня? Он отвечал, что являлись, как после исповеди, так и после причастия, и говорили, чтоб он никому не сказывал исповеданных грехов своих и чтоб после причастия вскоре не ел жирного и чтоб слушал учения моего... и даже сегодня на пути явились ему и сказали, для чего я зову его, и чтоб он все рассказал и ничего б не боялся, потому что ему ничего худого не будет. Потом я спросил его: «Когда они являются ему, что он чувствует, радость или печаль?» Он сказал, что в то время, когда он, сделав что-нибудь худое, увидит их, то чувствует угрызение совести своей, а в другое время не чувствует никакого страха; и поскольку его многие почитают за шамана, то он, не желая таковым быть почитаем, неоднократно говорил им, чтоб они отошли от него и не являлись ему; они отвечали, что они не дьяволы и им не велено оставлять его, и на вопрос его, почему они не являются другим, они говорили ему, что им так велено. Можно подумать, что он, услышав от меня или научившись от кого-либо другого, рассказывал мне учение христианское и только для прикрасы или из тщеславия выдумал явление ему духов-пестунов. Но ни от кого не мог он слышать библейских историй. Будучи безграмотен и нисколько не зная русского языка, не мог он ни читать, ни слышать от других. Почему же я не увидел их для удостоверения в их явлении? Я скажу на это, что я недоумевал, можно ли и нужно ли мне видеть их лично. Я думал так: что мне нужды видеть их, если учение их есть учение христианское? Разве для того, чтоб из любопытства только узнать, кто они, и чтоб не быть наказанным за таковой поступок мой..
Боже, милостив буди мне грешному