Считать экстаз высшим состоянием в христианстве - принижать Самого Христа.
Кроме Вас, Солохин, никто тут этого и не заявлял.
А вот экстаз - этои есть конечная Цель. Когда человек, по словам МИ, "отлагает все естественные качества" и становится вне времени, вне тварного.
Удивляюсь, почему мне приходится так долго и упорно доказывать это. Казалось бы, очевидно: отождествлять экстаз и обожение - принижать Христа, лишая Его обожения. Явная ведь ересь, братья!
Так что призываю всех, кто так думал, пересмотреть свои взгляды.
Удивляюсь, что Вы сами себя призываете пересмотреть свои же взгляды. Вы таким образом издеваетесь?
Или это такое "тончайшее" чувство юмора?
Нет, Леонид. В моей мысли есть последовательность. Человек стремится к Богу. Но Бог стал человеком. Там два движения, навстречу друг другу.
Потому стремление к слиянию с Божеством - это Любовь.
Но Сам Бог дает вкусть Своей любви только в какой-то мере, а потом человек возвращается к тварному от Нетварного, как и Христос, будучи Нетварным, стал тварным.
Экстаз - это высшее для нас, но не для Бога. Та Цель, ради которой Он стал человеком, еще более высока и запредельна...
Аналогом может служить, например, учеба. Учитель ставит задачу, ученик пытается решить ее. Предположим, это очень старательный ученик, и он всего себя посвящает решению этой задачи. Но только Учитель знает истинный смысл совершающегося - для чего нужно стараться решить этй задачу...
Или воин, солдат армии - он выполняет приказ, не зная подлинной, стратегической цели соих действий. Он идет в атаку чтобы действительно взять позицию противника, или чтобы просто отвлечь огонь на себя?
Потому-то святые неустанно учат нас смирению, что Бог выше любых наших Целей, Он немыслимо велик. Мы должны всецело стремиься к Нему, однако Он полагает какую-то меру, какой-то предел этому нашему стремлению.
Богословски это можно осмыслить так.
Соединяясь с Божеством, мы познаем Единое Троицы, но не познаем Ипостасей Троицы. Ипостаси Троицы, думаю, открываются только в Воплощении Христа, следовательно, только в тварном. Потому парадоксальным образом оказывается, что для того, чтобы далоьше и дальше двигаться в познании Нетварного, надо снова и снова возвращаться к тварному.
Потому что в Божественном исступлении человек, по словам Максима Исповедника, "забывает Христа по плоти". Но Христос воплотился не для того, чтобы затем быть навеки забытым по плоти. Во Христе нам открывается Тайна более запредельная, чем тайна Энергий Божества - во Христе нам открывается Тайна Ипостасей Божества.
Потому-то таким парадоксальным оказывается решение вопроса о Цели...