Исихазм

Автор Тема: Грех. Что это такое?  (Прочитано 120389 раз)

Пространство Покоя

  • Гость
Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #315 : 21 Февраль 2009, 20:01:59 »
Нужно, нужно отвержение самомнения, нужно сознание своей греховности, своего падения, своей погибели — нужно покаяние, то есть раскаяние в соделанных согрешениях, оставление греховной жизни, чтоб вступить в истинное богопознание и богослужение.
покаяние, раскаяние, грех   - ложится тяжелым грузом на человека. Этот  груз  может  так придавить что и  не  приблизиться к Богу, так как судьей самому себе станет человек сам.

Поелику исступленное покаяние,
Как и необузданное грешение,
Равно к погибели ведут,
То хотя разнородны они и несхожи между собой,
Однако, сопоставляя суть каждого из них друг с другом,
[Видишь], что оба они порождают отчаяние,
Ибо при первом сомневаешься в силе длани всемогущего,
При втором же, уподобившись неразумной скотине четвероногой,
Обрываешь нить надежды [на обращение].
Посему, неизменно потворствуя первому,
Радуется всегда сатана,
Вторым же, как пищей кровавой,
Утучняется он, словно зверь прожорливый с утробой адской.


И вот, как [человек], побитый многонаказующей палицей
И дошедший до берега смерти,
Я, обретя вновь слабое дыхание и оживившись душой,
Утешился, набрался сил,
Восстал из бездны неотвратимой гибели,
Вспомоществуемый дланью милосердного ко всем Христа,
Дабы получить мне, грешному, порочному и мертвому,
Плоды спасения и исцеления
От благодетельного Отца Небесного.
И в начале этих молитвенных скорбных песнопений
Я воздвигну здание веры.
Ибо и в древности некто, вооруженный ею,
Переселился немедля в бессмертную жизнь небесную:
Приняв лекарство покаяния в грехах,
Он ценою раскаяния
Получил свидетельство нетленности своей уже в этой жизни
Ранее тех, о коих упоминает апостол ,
И кои еще [здесь], на земле,
«Среди поношений и скорбей» служили зрелищем [для других],
Уверовав в грядущее небесное упование
И обогатившись славой невидимой.
Ибо и тот, кто смертный грех совершил,
И тот, кто снова заключен в узилище злых духов,
И тот, кто погружен в пучину зла, –
[У всех] есть слабая [надежда] на спасение жизни,
На то, что снова обретут чрез нее
Очищение от грехов,
Словно бы должник слезами очей своих
Вновь стал по милосердию вседержителя
Плодоносящей землею, предивно цветущей,
Что принесена в жертву Духу Божьему,
Вспомним здесь также целительные
И внушающие надежду слова Господа:
«Все возможно верующему».
Это исповедание слова окажется первой и главной
Средь добродетелей, Богу угодных и избранных,
Если станем исследовать здесь меру достоинств их,
Ею лишь облачившись, войдем мы в святая святых.
Даже Господь – [Бог] славы,
Прежде чем явить нам свое чудодейственное могущество,
Потребовал в сопутники своему благодеянию нашу веру,
И поелику она непосредственно обращена к Богу,
То обладает достаточным могуществом
Сама по себе даровать жизнь,
[Ибо], как свидетельствуют благословенные уста Божьи,
«Вера твоя спасла тебя» [2].
И действительно, ясность видения и совершенная мудрость,
Близость к Богу и познание всевышнего
Суть удел веры – имени блаженного и избранного, –
Коя пребудет вечно непогрешимою и беспредельною,
Разделяя славу с любовью и надеждою.
Ибо, коли вера величиной с малое семечко – зерно горчичное –
Может смело перемещать громады гор в глубины моря [3],
То поистине мы эту веру приняли
Как впереди ходящего проводника по жизни,
Как неколебимое богопочитание.
Вместе с любовью и надеждою
Удостоенная имени восхваляемой Троицы
Вера видит очами духовными без колебаний ожидаемое и невидимое.
Коли эти три разные [по естеству] добродетели
Ты рассмотришь в одном, едином таинстве,
То премного возвысишься ими в Боге,
Ибо коли уверуешь в Него, то полюбишь
И обретешь тем самым надежду на невидимые дары Его.
Слава Ему вечная. Аминь!

Григор Нарекаци

Пространство Покоя

  • Гость
Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #316 : 21 Февраль 2009, 20:04:17 »
Горе богословы доколе будете богословствовать без Бога?

*….богословие — это созерцание Бога, а увидят Его чистые сердцем (Мф 5:8 )*

*Слова св. Диадоха: «Ничего нет скуднее ума, когда он без Бога берется философствовать о Боге» — это предупреждение, которое все мы, претендующие на то, чтобы обучать богословию или изучать его, должны принять всерьез!*

*Философствовать о Боге можно не всем; потому что способны к сему люди испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили, по крайней мере очищают, и душу и тело.*

* Евагрий Понтийский подчеркивает это, сравнивая богослова со св. евангелистом Иоанном на Тайной вечери:

Грудь Господня — ведение Бога;

кто возляжет на ней, будет богословом.*
« Последнее редактирование: 21 Февраль 2009, 20:14:57 от Пространство Покоя »

Александр*

  • 3
  • Сообщений: 345
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #317 : 21 Февраль 2009, 20:52:35 »
я вообще боюсь о Боге разговаривать, может это комплекс какой-нибудь?.Хочется вся-таки "не метать бисер". Также, возможно, это скрытая гордыня и трусость малодушная: мол, я предполагаю, что ближние - "свиньи" . Вот такая проблема у меня.
" Чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума..."

Солохин

  • Сообщений: 429
  • борода
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #318 : 21 Февраль 2009, 21:01:33 »
Прошу прощения, братья. Я только что вернулся со всенощной.
И вижу, что идет разговор об опыте. Типа есть ли у кого какой-нибудь опыт. Я подумал, и решил поступить нестандартно: рассказать немного о себе.
Это вообще-то не принято по двум причинам:
1) если рассказывать нечего, то нечего и рассказывать - лучше таинственно молчать,
2) если есть, что рассказать, то типа хвастаешь, что еще хуже, чем таинственно моолчать.
Чтобы избежать Сциллы и Харибды, есть простой прием: рассказать просто и без особых приукрас. Тогда и хвастовства особого не получится, и напускная таинственность рассеется.
Я что мне таиться, тут все свои, правда?
До 1992 года я занимался магией. Имел опыт языческого духовидения, опыт вхождения в транс и проч. Если как-токвалифицировать мой опыт этого периода, то ближе всего это было к шаманизму. Я занимался этим в одиночку. Потом мои невидимые партнеры начали меня опускать - можно долго анализировать, почему это случилось, но важен результат: это привело это к тому, что я вынужден был сбежать в церковную ограду, чтобы огрдить себя от домогательств моих закадычных врагов.
В Церковь я вошел очень серьезно, как того требовала обстановка. Я физически поселился при храме и стал подвизаться "при ногах" игумена Ф., проведя восемь лет в режиме послушания.
ОДнако затем жизньо сделала неожиданный поворот. Наш небольшая, но крепкая община был разрушена хитростью врага. Всех разметало кого куда. С тех пор я подвизаюсь уже восемь лет без руководства, что заставило меня стать вдвойне осторожным. Теперь я хочу семь раз отмерить перед тем, как резать. Этим и объяснятся та дотошность, с которой я рассматриваю теорию исхазма: боюсь залететь не туда.
Этим же объяснятся, почему я взял за основу словесную Иисусову молитву, как самое простое, проверенное орудие.
Смею думать, что имел опыт умной молитвы и даже сердечной молитвы, однако богословский анализ показывает, что это был неправильный опыт. ТО есть, настоящая умная молитва - это не совсем то, что у меня было.
Боже, милостив буди мне грешному

Александр*

  • 3
  • Сообщений: 345
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #319 : 21 Февраль 2009, 21:09:26 »
признаюсь, мне стыдно произносить Иисусову молитву на людях, а то и одному - и это меня мучает, что делать?
" Чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума..."

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #320 : 21 Февраль 2009, 21:37:26 »
Цитата: Евгений
"Духовидцы" -- это все те, кто отказывают другим в духовном опыте, не отказывая в нем самому себе. Я об этом написал ясно.

Значит, это Вы как бы в воздух пальнули?..

Вопрос просто не понял. Собственный -- чей? Надо его как-то переформулировать, чтобы было понятно

Извиняюсь. Задал его в спешке, убегая.

Подвижники, заявляя о своем благодатном опыте, свидетельствуют о чем? О крайней степени самомнения и о состоянии прелести, в котором они находятся? Или, чтобы дойти до крайней степени, еще необходимо сказать, что у кого-то другого такого опыта нет, поскольку этот другой сам говорит, что у него такого опыта нет?

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #321 : 21 Февраль 2009, 22:02:13 »
+++Значит, это Вы как бы в воздух пальнули?..

Если Вы отказываете себе в духовном опыте наравне с остальными (или, наоборот, признаете его и в себе, и других), то да.

+++Подвижники, заявляя о своем благодатном опыте, свидетельствуют о чем?

Я что-то не припоминаю таких явных случаев, чтобы подвижники так и заявляли о себе: "Я имею духовный опыт (а вы нет)". Как правило, они описывают ( в том числе, по-видимому, и свой) духовный опыт без подобных заявлений и ссылаясь на отцов. А уж читатели их творений судят об их опыте по тому, что они написали. Впрочем, помнится, бывали (редко) и другие особые случаи, но их (в силу их редкости) и надо рассматривать отдельно.

+++еще необходимо сказать, что у кого-то другого такого опыта нет, поскольку этот другой сам говорит, что у него такого опыта нет

Но ведь из того, что он говорит о себе, допустим, из смирения (и правильно делает), никак не следует, что это так и есть на самом деле и что другие о нем должны говорить то же самое.

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #322 : 21 Февраль 2009, 22:07:29 »


Но ведь из того, что он говорит о себе, допустим, из смирения (и правильно делает), никак не следует, что это так и есть на самом деле и что другие о нем должны говорить то же самое.


Зачем же тогда спрашивать????

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #323 : 21 Февраль 2009, 22:10:04 »
Евгений, получается:  в воздух пальнули. И видится мне, что уже не в первый раз...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #324 : 21 Февраль 2009, 22:12:59 »
Солохин
***Этим и объяснятся та дотошность, с которой я рассматриваю теорию исхазма: боюсь залететь не туда.***

Имея весьма отрицательный опыт, "успешно" занимаясь магией, Вы боитесь теперь темных сил, одержащих Вас в прошлом... Не поэтому ли Вы стали заниматься святоотеческим богословием - в надежде протоптать умственную тропочку и защитить себя от действия этих сил? Богословие как рационально-магическая защита от темных сил? Говорю "магическая", потому что благодати Вы себя защищать не дали. А богословие без благодати - рациональные упражнения и умственная магия.   

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #325 : 21 Февраль 2009, 22:18:12 »
Евгений, получается:  в воздух пальнули. И видится мне, что уже не в первый раз...

Ну в таком случае, и я рад ошибиться

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #326 : 21 Февраль 2009, 22:19:53 »
Вы, Солохин, несомненно обладаете трансцендентным, пусть неправославным, опытом. Отбрасывание этого опыта с помощью словесной Иисусовой Молитвы не достигает результата (да видно, что не очень то и хочется), т.к. ум по-прежнему задаёт тон, будучи вознесён в том опыте, ценность и яркость которого несравнимы с однообразием и механикой проговаривания молитвы.
 
Расскажите подробнее о своём дохристианском опыте, чтобы было более понятно то, что инициирует поток Вашего "богословия". Реального покаяния и отвержения шаманского прошлого у Вас не было. Это моё not very humble opinion.

P.S. Не успел прочитать пост Админа, так что почти совпадение смыслов.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Солохин

  • Сообщений: 429
  • борода
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #327 : 21 Февраль 2009, 22:46:02 »
Всю жизнь не уложишь в несколько слов. Но если что-то понято не так, нетрудно дать пояснения.
Имея весьма отрицательный опыт, "успешно" занимаясь магией,
по милости и премудрости Божьей, мой магический опыт не был удачным. Дело в том, что в магии очень важно избранничество. Бесы со своей стороны должны быть хорошо расположены к тому, кто деразает прибегать к их услугам. По неизвестной мне причине бесы меня в какой-то момент "невзлюбили". Я бы не назвал этот опыт "удачным" в смысле магии.
Но это стало настоящей удачей в том смысле, что послужило поводом и даже сделало для меня необходимым прибегнуть к помощи Бога.
В этом смысле - да, это была настоящая удача.

Цитировать
Вы боитесь теперь темных сил, одержащих Вас в прошлом...
Не совсем так. Я не столько боюсь вражды темных сил, сколько боюсь обольщения со стороны темных сил. Я лично общался с бесами и должен сказать, что они (если рсположены дружелюбно) производят очень положительное впечатление. Это мудрые, просветленные существа, напоминающие действительно богов. Я понимаю язычников, которые им поклонялись.
Бесы действительно могут обольстить и меня, и любого из нас. Этим они и опасны. Эпизод из моей боиграфии, когда они почему-то решили угробить меня, является скорее удачей! конечно, было страшно. Но зато это был момент истины. Я боюсь не страхований, а прельщения.

Цитировать
Не поэтому ли Вы стали заниматься святоотеческим богословием - в надежде протоптать умственную тропочку и защитить себя от действия этих сил? Богословие как рационально-магическая защита от темных сил?
Нет. Конечно, это не так. Рациональный поход тут абсолютно бесполезен.
ДЛя защиты от демонов эффективна правильная молитва, причастие Святых Тайн и церковное общение.
Богословие я рассматриваю как важный элемент церковного общения. Изучая святых Отцов, я прикасаюсь к словам и мыслям этих людей, которые были язвой демонов. Для меня Богословие - это наука о том, как правильно говорить о Боге.
Сравнение с магией тут вполне уместно: правильное говорение о Боге, правильное слова о Боге имеют мистическую силу. Они пагубны для демонов.
Можно было бы сказать, что Богословие - это искусство составления заклинаний  :-). Искусство правильно связать слова с Именем Бога, в Котором заключена мистическая сила нашей веры.

Цитировать
Говорю "магическая", потому что благодати Вы себя защищать не дали. А богословие без благодати - рациональные упражнения и умственная магия.
Думаю, если бы я "не дал" защитить себя Благодати, но меня бы уже не было в живых.
Я живу при храме, работаю на послушании, регулярно причащаюсь и исповедаюсь, участвую во всех уставных обрядах Церкви, сверх того уже много учусь Иисусовой молитве. Не думаю, что такой образ жизни правильно называть "безблагодатным".
Что касается Богословия, должен заметить, что первые 8 лет своей жизни в Церкви я ничего не писал, ни с кем не встречался, совершенно оставив все мирские привычки и связи. Последние годы я позволил себе потихоньку вернуться к общественной деятельности. И (менее года назад) даже завел себе Интернет.Телевизор я вижу случайно, в общественных местах - раз в месяц или реже. Едва ли справедливо назвать мой образ жизни "рационалистическим".
Боже, милостив буди мне грешному

Солохин

  • Сообщений: 429
  • борода
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #328 : 21 Февраль 2009, 23:03:50 »
Вы, Солохин, несомненно обладаете трансцендентным, пусть неправославным, опытом. Отбрасывание этого опыта с помощью словесной Иисусовой Молитвы не достигает результата (да видно, что не очень то и хочется),
Да, Вы правы. Я не вижу смысла в отбрасывании какого бы то ни было опыта.
Мне кажется, опыт надо переваривать, переосмысливать, а не отбрасывать.
Необходимость в отбрасывании опыта возникает только в том случае, если опыт настолько травматичен, что его не удается переварить. В этом случае опыт отбрасывают, изблевывают.
Однако в Православной Церкви я обнаружил настолько сильные "ферменты", что теперь мне кажется, что человек может переварить любой опыт, если будет переоценивать его во свете святоотеческого учения. Если, конечно, не будет ограничиваться одними размышлениями, но последует учению Церкви на деле.

Цитировать
т.к. ум по-прежнему задаёт тон, будучи вознесён в том опыте, ценность и яркость которого несравнимы с однообразием и механикой проговаривания молитвы.
Должен признаться, что из этих слов я с уверенностью вывожу, что Вы пока далеко недооцениваете силу словесной молитвы. Объяснить это трудно.
Древнее золото редко блестит.

Цитировать
Расскажите подробнее о своём дохристианском опыте, чтобы было более понятно то, что инициирует поток Вашего "богословия". Реального покаяния и отвержения шаманского прошлого у Вас не было. Это моё not very humble opinion.
Реальность покаяния трудно оценить, не имея метанойметра. Если исчислять покаяние по внешним плодам, то есть, по изменению образа жизни, то в моем случае некоторое покаяние все-таки имело место.
Что касается подробностей дохристианского опыта, я не очень понимаю, что Вы хотите узнать. Уточните вопрос, что именно вызвало Ваше любопытство?
Боже, милостив буди мне грешному

Солохин

  • Сообщений: 429
  • борода
    • Просмотр профиля

Re: Грех. Что это такое?
« Ответ #329 : 21 Февраль 2009, 23:09:53 »
признаюсь, мне стыдно произносить Иисусову молитву на людях, а то и одному - и это меня мучает, что делать?
Дерзну дать совет: рассматривайте это чувство как противодействие лукавого и молитесь несмотря на него.
Боже, милостив буди мне грешному