И снова - как же быть со страстями Христа?
Неужели Сын Божий в Своей земной жизни пребывал на "первом этапе"?!
Страсти (непредосудительные) Христа - Он от них не очищался, Он их претерпел. 1 этап, очищение - именно от греховных страстей. Непредосудительным страстям подвижник остается подвержен и на втором этапе, но они в нем (как и во Христе) не приводят ко греховным страстям.
Нет, Сын Божий никогда не находился на 1 этапе. Но я уже говорил, что Он шел не как мы: снизу - вверх, а наоборот: сверху - вниз.
НО созерцания не лишен человек и на этапе самодвижной молитвы:
Не лишен, согласен. Название этапов даны по преобладающему процессу. Это идеальная схема - Божественный логос спасения. Этот логос проецируется в любое практическое воплощение. Так, и на первом этапе мы можем выделить триаду состояний соответствующих последовательности очищение-просвещение-усовершение, и на втором. Да, думаю и просто в любом деле.
Т.е. и на этап очищения будут иметь место начатки созерцания и даже некоторые предначатки обожения. Но только на втором этапе подвижник созерцание проявится в полной мере.
В приведенном Вамми примере "Странника" тоже говорится о действующей в подвижнике "нечистоте". Но Вы же не отрицаете, что там речь идет о уже пережитом экстазе! Просто это "нечистота" иная, не греховная в нашем смысле.
Экстаз - да, был пережит. Но после экстаза, подвижник вернулся в свое "доэкстатическое" (и не обоженное) состояние - и продолжает подвизаться. Поэтому в нем и действую еще различные страсти. Экстаз здесь - это вкушение будущего обожения, ощущение таинства восьмого дня.
Так же думаю, надо понимать и относительно ап. Павла, вознесенного до третьего неба, но вернувшегося и получившего жало в плоть.
Но ведь самодвижная моитва не в нашей власти. Она же САМОдвижная!
Я сужу по общей последовательности. Самодвижная молитва - предшествует чистой. Дело самодвижной молитвы - очищение от страстей, значит это все еще этап очищения.
Самодвижность - дело Духа, но не полнота его действий.
Вы же отождествляете "очищение от страстей" с "очищением от греховных страстей". Это должно приводить к ошибкам в Христологии, которые необходимо исправить.
Ибо Христос не является нечистым, хотя в Нем и действуют страсти.
Надо осознать, почему.
Почему в нас это нечистота, а в Нем - не является нечистотой.
Христос претерпевает непредосудительные страсти: голод, холод, страдания, смерть. Но его воля даже под действием этих страстей не обращается ко греху. Мы же под давлением непредосудительных страстей часто уклоняемся в грех, претерпевая таким образом предосудительные страти - уклонение наших естественных сил от правильного пути: плотскую похоть, греховное раздражение, неведение и ложное рассуждение.
Очищение от греховных страстей - это когда действующие извне непредосудительные страсти не приводят нас ко грехуовным и предосудительным страстям. Т.е. так сказать уподобление Христу в самой нижней точке Его истощания. А дальше уже - восхождение вместе с Ним.