Почему Вы не принимаете термин "обожение" для описания состояния человеческого естества во Христе?
Именно этот термин использовали Отцы в древности, именно он зафиксирован в ТИПВ Дамаскина.
Вы не совсем меня поняли. Человечество во Христе, конечно, было обожено. Но не так обожено как человечество, скажем Иоанн Предтечи.
Я полагаю, Отцы мыслили обожение человека именно как совершенное уподобление его Христу. Помните Григория БОгослова (тантум-квантум): "Насколько Бог стал человеком, настолько я должен стать Богом"?
ТО есть, обычное состояние Христа есть предел обожения для нас.
Вы хотите взять за основу слово "должен", понять обожение Иоанна Предтечи как "недообожение", несовершенное обожение?
Но вот Христос - Он совершенно обожен, однако Он не в трансе!
Во Христе обожение - следствие ипостасного единства двух природ, в людях - следствие усвоения божественных энергий. В одном случае соединение ипостасное, в другом - относительное.
Смотрте: обожение - это состояние ТВАРНОЙ природы, а не Его Ипостаси. Это состояние тварной природы в Его Ипостаси, а не свойство Самой Ипостаси. Ибо Ипостась была той же и прежде Воплощения, когда об обожении (Бога?!) говорить было бессмысленно.
Потму обожение Самого Христа есть ТОЖЕ следствие усвоения БОжественных Энергий! Различие с нами в том, что у Него это усвоение носит характе абсолютный - это ЕГО энергии, а у нас - относительный: это ЕГО, а не наши энергии.
Но и там, и там это относится к энергиям, действующим в природе ипостаси, а не к самой ипостаси!
Поэтому мы не можем просто взять и по аналогии перенести то, что говорится об Одном на другое. Необходимо какое-то дополнительное обоснование.
Я попытался обосновать, что и должны, и можем!
Вдобавок обожение человечества во Христе - это исходный пункт, то, что уже имелось в момент Воплощения. Обожение же святых - это конечный пункт их движения, то, к чему святые идут, но еще не пришли.
Это верно! Но это не аргумент против моего понимания.
Вообще говоря, можно представить такую ситуацию: некий святой достиг обожения еще в этой жизни, и после этого, оставаясь в обоженном состоянии продолжает жить и действовать. Здесь да уже возможна аналогия со Христом. Но есть ли такие примеры?
Конечно. Апостол Павел, неужели он лишен обожения?! Серафим Саровский - неужели лишен?!
Если они лишены обожения, то вся концепция обожения - это пустышка, не имеющая отношения к реальной Истории Церкви.
Само обожение становится некоей фикцией, беспредметным понятием.
Насколько я могу вспомнить имеются скорее примеры такого рода: подвижник подвизался, после чего был удостоен в эсктатическом состоянии "вкусить" обожения , после чего возвращается в свое нормальное состояние (но уже имея ощущения полноты благодати, задаток будущего состояния) и продолжает подвизаться. При этом, конечно, он может иметь изобильные дары Святого Духа, но не обладать в полноте всеми Его энергиями.
А он вобще не может ОБЛАДАТЬ этими энергиями, так как они ДАРОВАНЫ Ему Христом. Это не его энергии, а Божественные!
А вопрос о полноте ничего не меняет.
И Сам Христос, обладающий во всей полноте всеми энергиями, изволил испытать Богооставленность - но не утратил же Он обоженния, не утратил же Божества.
Обожение не означает "полноты обладания" (ибо тогда кроме Христа никто не может быть обожен, ОБЛАДАТЬ Божеством!).
Оно означает очень простую вещь: что человек уже НЕ МОЖЕТ согрешить. Вот и все! Более ничего от "обоженности" не требуется! Это - четкое и строгое определение. Обожение - это такое состояние, когда человек не может согрешить.
И все. Полнота или неполнота - значения не имеет.
Обожение - это динамическое понятие, это процесс.
Вот с этим я не согласен. Заметьте, я говорил не про "полноту обожения", а про полноту благодати Святого Духа. Обожение - есть полнота Святого Духа, усвоение Его энергий во всей полноте.
Тогда никто никогда не будет обожен, за исключением Самого Христа!
Ибо кто может ОБЛАДАТЬ БОгом, да еще всей полнотой?!
Только Сам Бог.
Именно поэтому обожение - не процесс, но состояние (точнее сказать изменение состояния: из обычного в обоженное, но изменение мгновенное, не постепенное). Обожение не имеет стадий, полнота обожения, действительно, нонсенс, потому что обожение - всегда полнота.
Именно похтому, разворачивая логику в обратном направлении, обожение - всегда процесс и никогда не может завершиться. Его Предел - стать Самим Богом ипостасно! ОБЛАДАТЬ БОжеством как своими природными энергиями. Ясно, что это как линия горизонта.
А процесс - это спасение. Конечная цель спасения - обожение. Как-то так.
Нет, Андрей. Ведь и Адам был не лишен смысла жизни в Раю. Иначе выходит, что пока Адам не пал, он не имел содержания жизни.
Обожение - это процесс, предел которого беспределен: Вечная Жизнь в Боге.